Недавно произошло знаковое событие: первая «Ласточка» совершила пробную поездку из Санкт-Петербурга в финскую Иматру. В перспективе планируется запустить до трех рейсов в день. В этой статье я разбираюсь, когда этот проект может стать реальностью, сколько времени займет путешествие и какую сумму придется заплатить за билет.
Исторический пробный рейс
Первый в истории пробный рейс скоростного поезда «Ласточка» по маршруту Петербург – Иматра состоялся 28 сентября. На борту находилось примерно 60 человек — в основном сотрудники РЖД и финские эксперты.
Состав отправился из Петербурга в 7 утра, сделал остановки в Выборге и Каменогорске и около 10:00 прибыл в Иматру. Там прошло рабочее совещание, посвященное организации нового международного маршрута. После завершения встречи поезд доставил официальную делегацию обратно в Россию.
Как раньше и как сейчас
На сегодняшний день прямого пассажирского железнодорожного сообщения между Петербургом и Иматрой нет, хотя железнодорожная инфраструктура существует. Поезда из Москвы и Петербурга в Хельсинки следуют по другому направлению.
Однако так было не всегда. До революции из Петербурга (тогда Петрограда) в Иматру вполне можно было доехать на поезде. Со временем пассажирское движение прекратилось, остались только грузовые перевозки.
Сегодня отсутствие сообщения особенно досадно, ведь Иматра — это ближайший к Ленинградской области крупный финский город. Железнодорожные пути никуда не исчезли. На карте красным отмечен примерный маршрут от Петербурга до Иматры, а синим — продолжение пути до Лаппеэнранты.
Почему регулярные рейсы пока невозможны
В настоящее время для запуска регулярных рейсов «Ласточки» отсутствует необходимая инфраструктура.
Первая проблема — часть пути не электрифицирована. Но это не самая серьезная помеха. Можно было бы использовать уже опробованную в России схему, когда «Ласточку» тянет тепловоз.
Вторая и главная проблема — на границе нет железнодорожного международного пункта пропуска.
Третья проблема — на станции Светогорск (последняя российская станция перед границей) нет подходящей пассажирской платформы для приема таких поездов.
Приведу несколько исторических фото для сравнения. В 1939 году, когда эта территория еще принадлежала Финляндии, станция Светогорск выглядела так.
Вот как выглядел вокзал в 1910-е годы:
А так станция выглядела в 2014 году. Как видно, пассажирской инфраструктуры там практически нет.
Какие планы на будущее
Теперь о самом интересном — о перспективах. Финская сторона, которая активно поддерживает этот проект, заявляет, что будет готова принимать поезда из Петербурга к 2023–2025 годам. Более того, финны рассчитывают не только на маршрут Петербург – Иматра, но и на продление линии до Лаппеэнранты.
Российская сторона считает, что работы можно выполнить быстрее. После сентябрьской пробной поездки официальных заявлений пока не было, но, судя по сообщениям СМИ со ссылками на источники, проект признан перспективным. Речь идет не только о пассажирских, но и о грузовых перевозках.
В России обещают в течение года подготовить технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта.
В РЖД рассматривают возможность запуска двух-трех пар поездов в сутки. По предварительным расчетам, минимальное время в пути составит 2 часа 15 минут. Стоимость билета в одну сторону оценивается примерно в 1100 рублей при условии, что ежегодный пассажиропоток достигнет 1 миллиона человек. Об этом сообщила ТАСС Светлана Воронцова, вице-президент компании «Транспортная интеграция», которая будет готовить ТЭО.
В целом складывается впечатление, что надежда на запуск маршрута есть. Пусть и не в ближайшем будущем. И что особенно приятно — есть вероятность, что в рамках этого масштабного международного проекта несколько удаленных станций в Ленинградской области получат качественное железнодорожное сообщение с Петербургом.
Подписывайтесь на наши страницы Вконтакте, Фейсбуке или Одноклассниках, чтобы не пропускать новые публикации. А в Телеграме мы также публикуем важные железнодорожные новости.
