Сегодня хочу поделиться с вами размышлениями, которые родились после одного интересного отклика на мою предыдущую публикацию — тот самый рассказ о полёте на Superjet 100 из Челябинска в Краснодар. Один из читателей оставил весьма характерный комментарий, который, как мне кажется, заслуживает отдельного внимания. Привожу его дословно, сохраняя авторский стиль и даже пунктуацию:
_______________________________
Никогда, никогда, никогда не слушайте:
- кухарку, судящую о качестве фарфора
- фотомодель, рассуждающую об особенностях матриц среднеформатных фотокамер
- посетительницу модного фитнеса - о тренировочных циклах олимпийских спортсменов
И тем более - пассажирку-гуманитария, повествующую (боги дизайна, четыре шрифта на один слайд !) об особенностях авиатехники.
1 расстояния между креслами заказывает компания-перевозчик
2 темп набора высоты и снижения определяет КВС
3 жесткость посадки выбирает опять же КВС, с учетом массы факторов, начиная от ветра в зоне посадки, влажности полосы, и заканчивая школой ("советской". ли "западной")
НИЧЕГО из упомянутого "разочарованной авторской" не относится к конструкции Суперджета. Равно и к любому другому самолету.
_______________________________
Между экспертизой и снобизмом
Безусловно, из комментария видно, что человек хорошо разбирается в авиации — его аргументы технически точны. Однако меня смущает не содержание, а тон и скрытый посыл. Создаётся впечатление, что комментатор не просто делится знаниями, а присваивает себе право решать, кто достоин высказываться на определённые темы, а кто — нет. Заглянув в его публичный профиль, я заметил, что подобные едкие, а порой и уничижительные замечания — его привычная манера общения с авторами.
Кто имеет право на мнение?
Если следовать логике этого читателя, выходит, что любой, кто хочет поделиться впечатлениями о чём-либо, обязан сначала получить профильное образование, отработать в индустрии лет двадцать пять и, желательно, защитить диссертацию. Но давайте будем честны: когда мы, обычные пассажиры, оцениваем полёт, нас волнует не то, кто и по какой методике рассчитывал шасси. Нам важно, было ли удобно кресло, как прошла посадка, вовремя ли прилетели. Это субъективный пользовательский опыт, и он имеет полное право на существование.
Блогерство — это профессия
Лично для меня ведение блога переросло из хобби в полноценную профессию. Я не претендую на звание авиационного эксперта — я делюсь своими ощущениями, наблюдениями и эмоциями. И, судя по откликам тысяч читателей, этот взгляд изнутри, этот личный опыт им интересен и полезен. Авторский блог по определению — это территория субъективности, личных мыслей и выводов.
Вопрос к вам
А как думаете вы? Нужно ли досконально разбираться в теме, чтобы искренне рассказывать о своих чувствах и впечатлениях? Как вы относитесь к подобным «экспертным» комментариям, особенно когда они звучат свысока и окрашены в негативные тона? Мне действительно важно ваше мнение — давайте обсудим.
Ссылка на исходную статью здесь.
