В июле 2019 года в Екатеринбурге в рамках арт-фестиваля «STENOGRAFFIA» появилось масштабное граффити, которое сразу же стало центром внимания и горячих споров. Работа под названием «Супрематический крест» была создана известным московским художником Арсением Пыженковым, работающим под псевдонимом Покрас Лампас и известным как основатель направления «каллиграфутуризм». Вскоре после завершения фестиваля это произведение уличного искусства столкнулось с резкой критикой со стороны части горожан, идентифицирующих себя как верующих. Они сочли использование формы креста в качестве объекта уличного искусства недопустимым и оскорбительным для своих религиозных чувств.
Идея и масштаб работы
Гигантский рисунок площадью более 6600 квадратных метров был нанесен на асфальт Площади первой пятилетки в знаменитом районе Уралмаш. Художественная концепция работы была глубокой и отсылала к наследию русского авангарда. Покрас Лампас стилизовал и вписал в форму креста цитату из манифеста Казимира Малевича: «Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу». Прочесть этот текст с земли было непросто — он был выполнен в виде сложного каллиграфического шифра, что добавляло работе интеллектуальной глубины. Однако вскоре после окончания фестиваля, в конце июля, на площади начались дорожные работы, в ходе которых часть граффити попытались залить гудроном. Вмешательство городских властей временно остановило эти действия.
Начало общественного противостояния
Когда художника попросили восстановить поврежденный фрагмент, ситуация резко обострилась. Активисты, представившиеся православными защитниками и жителями Уралмаша, выступили с протестами. Возможно, это была реакция на другие городские конфликты или проявление собственных убеждений, но они категорически заявили, что такое изображение на земле, по которому ходят люди, является святотатством, так как попирает священный символ. Их мало интересовала художественная отсылка к Малевичу и супрематизму — для них это был прежде всего христианский крест, использованный в неподобающем, с их точки зрения, контексте.
Эскалация конфликта
Напряжение в городе продолжало расти. Дебаты между возмущенными гражданами и защитниками современного искусства едва не переросли в открытое физическое противостояние. Например, во время одной из встреч агрессивно настроенные молодые люди угрожали «залить кровью» площадь вместе с рисунком в отместку за «осквернение святыни». Позже представители более умеренных православных кругов открестились от этих радикалов, заявив, что те действовали по собственной инициативе.
Протестующие организовали митинг, на котором вновь потребовали убрать арт-объект. Акцию, прошедшую под лозунгом «Крест — символ победы Христа над смертью», организовала руководитель музея святости Оксана Иванова. На встрече звучали эмоциональные речи, в которых граффити обвиняли в «попирании русского народа» и «порче исторических объектов», а также задавались вопросы о финансировании проекта.
— Мы видим крест на площади, откуда уходили наши деды, эти бандеровские цвета. Эти люди попирают русский народ, русскую правду, последнее. То, что испоганили площадь, это видно прекрасно. Нас хотят сделать гетто как в Нью-Йорке? Граффити нарисовать. Мы против порчи исторических объектов и попирания прав. Мы просим администрацию района посмотреть, как это было сделано, на какие деньги и не было ли хищений, — цитирует Znak участника встречи.
Развязка истории
Под давлением общественности городская администрация пересмотрела свою позицию. Решение о реставрации граффити было отменено. Учитывая накал страстей, сам Покрас Лампас заявил, что видоизменит работу так, чтобы она перестала ассоциироваться с христианским символом. Однако на практике «реставрация» произошла иным путем: коммунальные службы всё же залили часть изображения гудроном, фактически уничтожив фрагмент произведения.
В итоге Екатеринбург потерял масштабный и концептуальный арт-объект, который мог бы стать заметной точкой на карте современного городского искусства. Однако, если взглянуть на эту ситуацию под другим углом, весь этот конфликт — от создания работы до её фактического уничтожения — можно рассматривать как мощный социальный перформанс. Он наглядно продемонстрировал извечное противостояние между консервативными традициями и новаторским искусством, между разным пониманием символов и границ их использования в публичном пространстве. |Т.У.|
Поддержите наш проект!
Если вы еще не подписаны, топодпишитесь на наш канал! Нажимайте «палец вверх» и делитесь статьями с друзьями из социальных сетей. СПАСИБО!