Когда я впервые услышал, что для многих жителей Танзании роскошный внедорожник вроде Mercedes G‑Class или Porsche Cayenne — не объект всеобщего вожделения, я был искренне поражён. Со стороны может показаться, будто они просто предпочитают другие бренды или модели. Но реальность куда глубже и пронзительнее.
Для них эти автомобили, как и последний iPhone или сумка Louis Vuitton, — что-то сродни артефактам с другой планеты. Вещи, существующие в параллельной реальности, абсолютно недосягаемые и почти абстрактные. Их повседневные мечты вращаются вокруг совершенно иных, куда более приземлённых, но оттого не менее значимых ценностей. И я не преувеличиваю: желания местных жителей столь же сильны и эмоционально заряжены, как у нашего соотечественника, греющего душу мыслями о новом Cayenne.
Кровать как символ успеха
Настоящим мерилом благополучия и предметом гордости для огромного числа людей в десятках африканских стран является… обычная кровать.
Спать на кровати — для них всё равно что в нашем мире разъезжать на премиальном автомобиле. В глубинке это явный признак состоятельности, а приобретение кровати в дом — серьёзная жизненная победа, настоящий социальный лифт. Почему же это так?
Для многих африканцев кровать — очень дорогая покупка, при этом не являющаяся предметом первой необходимости. Люди веками спали на земле, часто безо всякой подстилки. Поэтому кровать с матрасом, подушкой и чистым бельём воспринимается как роскошь, на которую средства тратят в самую последнюю очередь, когда закрыты более насущные потребности.
Но рано или поздно кровать всё же покупают. Хотя бы для того, чтобы почувствовать себя успешнее, поднять самооценку и продемонстрировать окружающим определённый статус.
Шкаф — излишество, диван — счастье
А вот любую другую мебель позволяют себе лишь самые зажиточные. С психологической точки зрения трата денег на, например, деревянный шкаф кажется местным жителям неоправданной. Во-первых, у людей попросту нет такого количества вещей, чтобы их нужно было куда-то прятать. Во-вторых, зачем покупать специальный ящик, если всё можно аккуратно сложить в углу комнаты?
Я как-то раз догнал грузовик, в кузове которого везли шкаф. Лицо водителя вытянулось от изумления, он принялся причмокивать и качать головой: «Надо же, с жиру бесятся! Шкаф купили!». Для него это было верхом непрактичной расточительности.
Зато диваны здесь обожают всей душой!
Диван — не просто роскошь, а желанная и практичная покупка. Как известно, африканские мужчины обожают проводить время в неспешных беседах, сидя, полулёжа или прислонившись к чему-нибудь. Диван в этом смысле — идеальная вещь, которая сразу делает жизнь комфортнее и приятнее.
Поэтому самые процветающие придорожные мебельные лавки — те, что специализируются именно на продаже диванов!
Вообще, эти точки продажи мебели вдоль дорог очень напоминают мне наши автосалоны. И по частоте встречаемости, и по расположению, и, что самое главное, по той значимости и статусности, которую обретает совершённая здесь покупка.
———
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режиме онлайн в сторис и публикациях.
