Личный опыт: почему «Невский экспресс» оказался комфортнее «Сапсана»

Давненько я не путешествовал на «Невском экспрессе» — прошло уже около трех лет. Мне стало любопытно, как изменился этот когда-то самый престижный дневной поезд РЖД, который теперь соседствует с «Сапсанами». Так я и оказался в купе, которое позже окрестил «китайско-кошачьим».

Цена вопроса: 8000 рублей или почти даром

Мне предстояла поездка с котом из Петербурга в Москву 29 сентября. Поскольку дата была известна заранее, я сразу воспользовался акцией «РЖД-Бонус», где билеты продавались со скидкой 50%. В итоге я заплатил всего 3500 баллов и 563 рубля деньгами (эта сумма пошла на дополнительные услуги вроде наборов с тапочками и питания). Перевозка кота обошлась еще в 418 рублей за багажную квитанцию.

Изначально со мной должна была ехать супруга, но она заболела. Ее билет, купленный на тех же условиях, я сдал, потеряв 203 рубля 50 копеек, но сохранив баллы. Место заняла другая пассажирка (как оказалось, тоже с кошкой). Она рассказала, что купила билет всего за день до отправления и заплатила около 8000 рублей. Похоже на правду: глянув цены на ближайшие даты, я был слегка ошеломлен.

Однако если планировать поездку заранее, стоимость билета на «Невский экспресс» остается вполне конкурентной и часто даже ниже, чем на «Сапсан».

«Вы когда-нибудь были в Китае? Сейчас побываете»

«Вы когда-нибудь были в Китае? Сейчас побываете», — с улыбкой сказал проводник при посадке. Китайцев в вагоне и правда оказалось много. В моем купе их было четверо. Пятым пассажиром стала та самая женщина с кошкой.

Для тех, кто не в курсе: вагоны «Невского экспресса» бывают двух типов. Первый — «открытый», с креслами, как в самолете или «Сапсане». Сейчас такие вагоны не используются — они на ремонте, но, по словам проводника, скоро вернутся в строй.

Второй тип — купе за стеклянной перегородкой с дверью. В вагоне восемь таких купе. Они заметно просторнее обычных: здесь комфортно размещаются шесть человек — по три друг напротив друга.

Эти вагоны серии 61-4170 начали выпускать серийно 20 лет назад, в 1999 году, на Тверском вагоностроительном заводе. Однако дальше «Невского экспресса» они не пошли.

Скриншот из справочника «Альбом ФПК пассажирские вагоны»

Столики в этих вагонах выдвижные, так что среднему пассажиру не приходится ютиться. А для того, кто сидит ближе к выходу из купе, есть еще и откидной столик. В вагонах установлены работающие телевизоры, где показывали советские фильмы. Звук шел через наушники — можно было использовать свои или одноразовые, лежавшие на столике у проводника. Кроме того, в купе есть две розетки — по одной на троих пассажиров.

«Самый лучший пассажир»

Наш поезд тронулся ровно в 14:30, плавно набирая скорость. На столиках уже стояли бутылочки с водой, лежали небольшие наборы с салфетками и шоколадкой. Также каждому пассажиру выдали вот такую сумку.

Внутри — маска для сна, тапочки, салфетка и ложка для обуви.

Вскоре принесли сэндвич на выбор: с курицей, ветчиной и сыром или вегетарианский.

Куриный сэндвич оказался вполне съедобным — главное, не вчитываться в состав. Впрочем, он был напечатан так мелко, что разобрать что-либо было практически невозможно.

Помимо курицы, внутри были маринованные огурчики и морковка по-корейски.

Мои китайские попутчики сразу после отправления начали звонить по видеосвязи домой и жестами показывать, что они в российском поезде. Подсмотрев через плечо, я заметил, что из мессенджеров они предпочитают Telegram, а про Instagram, похоже, не знают. Видимо, китайская цензура даже строже нашей.

Через некоторое время проводник предложил чай или кофе. Горячие напитки не входят в стоимость билета и оплачиваются отдельно. Я взял сразу два пакетика, а заодно купил пару магнитов на холодильник из серии «Поезд впечатлений» и бумажный конструктор — вагон «Ласточка». За это мне тут же присвоили почетное звание «Самого лучшего пассажира».

Проводник несколько раз за поездку проходил по вагону, предлагая чай. Туалеты всегда были чистыми, воздух в вагоне — комфортным. Тем, кому было прохладно, выдали пледы.

Кот и китайцы: неожиданное соседство

Прежде чем перейти к преимуществам «Невского экспресса» перед «Сапсаном», стоит оговориться: с точки зрения перевозки животных «Сапсан» удобнее. Там мой кот обычно едет у меня на руках и смотрит в окно...

А здесь так уже не получится... Окно расположено иначе относительно сиденья. Единственный вариант — посадить кота на стол, но, боюсь, соседи были бы против. Поэтому мой усатый компаньон большую часть пути провел в переноске.

Когда я впервые выпустил котика на руки, китайцы оживились. «Уау! Миу-миу-миу», — закричали они, достали смартфоны и начали нас фотографировать. Настоящий катарсис наступил, когда на середине пути соседка достала из сумки свою кошечку. Китаянки были в полном восторге.

В остальное время туристы из КНР (как выяснилось, из Шанхая) мирно спали. Они угостили нас какой-то местной едой на основе сои. Меня китайцы в поездах всегда чем-нибудь угощают. В прошлый раз дали вафли на пальмовом масле. Теперь вот сою. Гадость редкостная, но они делают это от чистого сердца. Сами-то они это едят.

Итак, чем же «Невский экспресс» лучше «Сапсана»?

По цене и времени в пути эти два поезда примерно равны, так что сравнение вполне справедливо.

1. Во всех купе «Невского экспресса» есть розетки. Пусть одна на троих, но они есть. В эконом-классе «Сапсана» пока лишь 1-2 розетки на весь вагон.

2. Каждому пассажиру «Невского экспресса» положен минимальный набор питания. Возможно, сэндвич не всем понравится, но наличие воды — уже большой плюс. В «Сапсане» воду пришлось бы покупать по завышенной цене.

3. То же самое с чаем. В «Невском экспрессе» — пирамидки хорошего качества, и чай подают в классическом стакане с подстаканником за 45 рублей. В «Сапсане» — более простой чай в бумажном стаканчике стоит 100 рублей. И конечно, с кипятком в «Невском экспрессе» проще: он бесплатный, доступен в любом вагоне и без ограничений.

4. В «Невском экспрессе» можно размяться: пройтись по коридору, постоять у окна. В «Сапсане» таких просторов нет.

5. У «Невского экспресса» кресла откидываются сильнее, чем у «Сапсана».

6. И наконец, самое важное. «Невский экспресс» — полностью отечественный поезд. Он состоит из российских вагонов почти 20-летней давности, а сегодня его тянет еще и российский электровоз ЭП-20. Получается, Россия способна создавать собственные скоростные поезда, которые по комфорту и времени в пути не уступают «Сапсанам». Но почему-то не делает этого. Интересно, почему?

Другие материалы рубрики #тест поезда можно найти по этому тегу.

Подпишитесь на нас ВКонтакте, Facebook или Одноклассниках, чтобы не пропускать новые публикации. А в Telegram мы также публикуем важные железнодорожные новости.