Хочу поделиться с вами одной из тех уникальных городских деталей, которые создают неповторимый облик Петербурга и которых вы точно не встретите в Москве. Речь идет о том, как в городе на Неве номера трамвайных маршрутов дублируются с помощью разноцветных сигнальных огней. Давайте разберемся, как устроена эта система и почему она до сих пор жива.
Уникальный цветовой код для каждого маршрута
Взгляните на фотографию: перед вами трамвай №100. Обратите внимание на два огонька над лобовым стеклом — слева светится зеленый, справа желтый. Это сочетание является его уникальным идентификатором. В своем районе города больше ни один вагон не будет иметь такой же комбинации. Эта простая, но гениальная система позволяет петербуржцам, еще не разглядев цифры на табличке, издалека определить, трамвай какого маршрута приближается к остановке. Это особенно удобно в сумерках, в дождь или снегопад.
Интересно, что цветовая схема привязана именно к номеру маршрута, а не к модели трамвая. Конечно, оттенки могут немного различаться в зависимости от производителя и типа установленных фонарей, но суть остается неизменной. Вот еще один пример все той же «сотки» с ее характерными зелено-желтыми огнями.
Эта традиция уходит корнями в самую историю петербургского трамвая. Она зародилась в 1908 году, когда первые вагоны для города поставляла немецкая фирма «Сименс и Гальске». У производителя уже был опыт в Франкфурте, где маршруты также обозначались цветом. Идею быстро переняли, тем более что конструкция вагонов изначально предусматривала герметичные прожекторы с рефлектором, электрической лампочкой и цветным стеклом. В те времена, когда не было и речи о световых табло, такое решение для плохо освещенного Петербурга было не просто удачным, а жизненно необходимым.
Взлеты, падения и возрождение традиции
В арсенале системы всего пять цветов: красный, оранжевый (часто воспринимаемый как желтый), зеленый, синий и белый. Из них можно составить 25 уникальных пар. Этого, конечно, недостаточно для всех маршрутов огромного города. Поэтому одинаковые цветовые комбинации присваиваются маршрутам, которые курсируют в разных, не пересекающихся между собой районах.
К сожалению, в начале 1990-х годов, в эпоху перемен, эта красивая традиция начала угасать. На улицах стало появляться все больше трамваев без привычных разноцветных «бровей».
К счастью, ближе к концу десятилетия о традиции вспомнили, а к 2006 году, когда праздновалось 100-летие петербургского трамвая, ее соблюдение стало тщательно контролироваться. Правда, процесс возрождения не обошелся без спорных решений. Некоторым маршрутам присвоили новые цветовые коды, отличные от тех, что помнили коренные ленинградцы. Например, трамвай №3 сменил комбинацию «зеленый-красный» на «желтый-синий», а №23 вместо «красного-зеленого» стал «сине-зеленым».
Сегодня эта система жива как никогда. Недавно я видел современные схемы трамвайных маршрутов, и что удивительно — в легенде к каждой карте теперь обязательно указывается цветовое обозначение для каждого номера. Это говорит о том, что традиция стала официальной частью городской навигационной системы.
Лично я восхищаюсь таким подходом, когда город не бездумно отказывается от прошлого в погоне за новыми технологиями, а находит способы сохранить и интегрировать свои исторические особенности в современную жизнь. Это и создает ту самую атмосферу, которую мы ценим.
Что же касается Москвы, то в процессе подготовки этого материала я наткнулся на любопытную заметку в Википедии. Оказывается, в столице тоже когда-то использовали цветовые обозначения, но там, судя по всему, каждый цвет соответствовал определенной цифре. К сожалению, подробностей о том, как именно это работало, когда и почему традиция исчезла, мне найти не удалось. Буду очень признателен, если кто-то из знающих читателей поделится информацией в комментариях.
Чтобы не пропускать наши новые публикации, подписывайтесь на нас в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook или Одноклассники. А в нашем Telegram-канале мы также оперативно публикуем важные новости из мира железных дорог.
