Заброшенный вертодром «Обор»: от фронтового аэродрома до полигона для уничтожения боеприпасов

Перед вами история вертодрома «Обор», заброшенного в 1994 году. Его построили ещё в годы Великой Отечественной войны как аэродром для бомбардировщиков, а с 1979 года здесь базировался 331-й отдельный вертолётный полк, переброшенный с территории Украинской ССР.

Военные корни: строительство в годы войны

Если история не ваш конёк, смело листайте ниже, к фотографиям. Но для полноты картины стоит знать, что аэродром возводился в самые тяжёлые военные годы.

Строительство велось силами Главного Управления Аэродромного Строительства (ГУАС) НКВД СССР. Это управление было создано в марте 1941 года специально для масштабного строительства аэродромов для ВВС Красной Армии, согласно постановлению правительства и ЦК партии.

На Дальнем Востоке, где и расположен «Обор», работали третье и четвёртое управления ГУАС, отвечавшие за 19 аэродромов.

К работе привлекали не только строительные батальоны, но и мобилизованных колхозников, военнопленных, а также осуждённых, направленных на исправительные работы.

Взлётно-посадочную полосу длиной 1000 и шириной около 80 метров соорудили в рекордные сроки. Чтобы ускорить процесс и повысить ремонтопригодность, покрытие сделали из шестиугольных (гексагональных) бетонных плит. Их можно было укладывать на слабо подготовленный грунт. Главное преимущество такой технологии проявилось бы при бомбёжке: повреждённый участок можно быстро восстановить, заменив несколько небольших плит, а не монолитные бетонные секции. Скорее всего, эту идею советские инженеры переняли у немцев ещё до начала войны.

Боевое крещение: 540-й бомбардировочный полк

В октябре 1943 года на «Обор» перебазировались 2-я и 3-я эскадрильи 540-го бомбардировочного авиаполка. Основу лётного состава составляли выпускники Новосибирской военной авиашколы 1942 года, которые уже освоили самолёты Р-5 и теорию эксплуатации более современных СБ.

В ноябре того же года началось практическое переучивание на СБ. Процесс шёл непросто. В июне 1944 года в ночном полёте разбился экипаж лётчика Третьякова из 2-й эскадрильи, все пилоты погибли. Позже потерпел крушение ещё один самолёт из 3-й эскадрильи.

В конце июня 1944 года по приказу командования полк передислоцировали в Запорожье, на аэродром «Мокрая», для перехода на новые пикирующие бомбардировщики Пе-2.

Освоив Пе-2, полк в составе 183-й бомбардировочной дивизии прошёл славный боевой путь. Он участвовал в освобождении Польши в рядах 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. За эти заслуги личному составу была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина, а полк получил почётное наименование «Берлинский».

Эпоха вертолётов: 331-й отдельный вертолётный полк

История 331-го отдельного вертолётного полка (в/ч 15428) началась в 1977 году на украинском аэродроме «Бердичев». Полк, сформированный под командованием подполковника В.А. Маслова (331-й ОБВП), стал заменой 238-му ОВП, убывшему в Чехословакию. Первая лётная смена состоялась 12 октября 1977 года.

Зимой 1978 года, на фоне подписанного договора с Вьетнамом и обострения отношений с Китаем, СССР привёл в повышенную боевую готовность войска на Дальнем Востоке. Командование полком принял подполковник Антюфеев, и уже в январе 1979 года под его руководством полк был переброшен на Дальний Восток, на вертодром «Обор».

На новом месте в болотистой таёжной местности полным ходом шло строительство гарнизона и переоборудование старого аэродрома под нужды вертолётчиков. Полк прибыл раньше срока, и многое к его приёму было не готово. Первые лётчики оказались здесь ещё до Нового года, и, по воспоминаниям, новогодний праздник стал первым днём работы местной столовой.

В феврале 1979 года полк впервые подняли по тревоге в связи с началом Китайско-вьетнамской войны.

В том же году началась Афганская война. На всём её протяжении личный состав полка участвовал в боевых действиях, потеряв 17 вертолётчиков. Более 280 военнослужащих полка были отмечены государственными наградами.

В конце 1990 года полк вместе с частями обеспечения (1058-я отдельная рота связи и РТО, 376-й отдельный батальон АТО) был переподчинён от 1-й воздушной армии 5-й общевойсковой армии Дальневосточного военного округа. На тот момент в полку служили 506 человек, из них 322 офицера и 77 прапорщиков. 331-й ОВП считался лучшим вертолётным полком во всём округе.

В 1994 году, после подписания с Китаем соглашения о демилитаризации 100-километровой зоны, полк под командованием полковника П. Кружилина был расформирован.

В том же году на «Обор» передислоцировали 8-ю отдельную смешанную авиаэскадрилью с аэродрома «Гаровка», но в 1998 году расформировали и её. С этого момента аэродром окончательно опустел.

Техника и структура полка

Полк состоял из трёх вертолётных эскадрилий.

Первая и вторая эскадрильи были вооружены ударными вертолётами Ми-24 различных модификаций (В и П).

Третья эскадрилья летала на многоцелевых и транспортных вертолётах Ми-8Т и Ми-8МТ.

Забвение и вторая жизнь в качестве полигона

А вот и сама взлётно-посадочная полоса, построенная в военные годы.

На одной из плит на окраине ВПП сохранилась надпись «29 августа 1942 НКВД». Бывшие лётчики, служившие здесь, часто вспоминают эту плиту на авиационных форумах.

После закрытия аэродрома его территорию несколько лет использовали для утилизации старых боеприпасов с близлежащих арсеналов методом подрыва. Из-за многочисленных жалоб жителей посёлка Обор, расположенного в пяти километрах, эти работы перенесли в другое место.

Так теперь выглядит бывшая ВПП, изрытая воронками от взрывов, даже из космоса.

На примере этой воронки хорошо видно, что происходит с шестиугольными плитами при взрыве. Кстати, натурные испытания, проведённые в 1948 году (по данным из сети, это был 21-й НИИ), показали, что такое покрытие меньше разрушается при ударах. Сложная геометрия плит помогает гасить ударные волны по периметру.

Но у таких плит есть и недостатки: они не рассчитаны на тяжёлые самолёты, создают сильную вибрацию из-за множества стыков и со временем «расползаются» из-за деформации грунта. На авиафорумах об этом, как и о других типах покрытий, пишут довольно подробно.

Повсюду валялись остатки снарядов и мин.

Укрытие, оборудованное прямо на плитах для персонала, проводившего подрывы.

Заглянем внутрь.

Вокруг были разбросаны мотки проводов.

И прочий хлам.

Сама же ВПП буквально усыпана осколками.

Вот мы и пришли к эпицентру подрывов. Местные прозвали это место «Маленькой Африкой». Долгое время после взрывов люди собирали здесь металлические осколки и сдавали в пункты приёма.

Эта территория часто мелькала в криминальных сводках, потому что многие боеприпасы не разрывались, и с ними постоянно задерживали «любителей» металлолома.

До сих пор лес вокруг аэродрома таит опасность, хотя многое уже собрано.

Тогда ещё попадались вот такие кучи собранных металлических осколков, видимо, сложенные местными.

Повсюду валялись вскрытые цинковые ящики из-под патронов.

В общем, картина маслом.

Руины инфраструктуры

Двигаемся дальше.

Капониры для стоянки вертолётов были построены в 1970-х из прямоугольных плит, но после расформирования полка местные жители растащили их на стройматериалы.

Неподалёку виднелись остатки командно-диспетчерского пункта аэродрома.

К тому времени он был уже полностью разграблен и разрушен.

Печальное зрелище, конечно.

Остальные постройки также лежали в руинах.

Гарнизон «Обор-1»

Теперь заглянем в сам гарнизон, носивший название «Обор-1». К сожалению, фотографии полковых домов офицерского состава (ДОС) сохранились только такого качества, сделанные на телефон лет десять назад. Уже тогда их вовсю разбирали на кирпичи.

На этом наша экспедиция завершается.

Если вам было интересно, ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Спасибо за внимание и до новых встреч.