Заметила одну любопытную закономерность: на Русском Севере фамилии людей часто напрямую связаны с географией. Они словно хранят в себе память о месте, откуда родом их предки, или отсылают к названиям рек, островов и поселений этого сурового края.
География в фамилиях
Взгляните, например, на список сотрудников Нарьян-Марского авиаотряда. Три фамилии подряд — и каждая будто карта: Мезенцева (от города Мезень на одноименной реке у Белого моря), Канев (от села Каневка на Кольском полуострове), Матвеев (хотя и не так очевидно, но в Баренцевом море есть остров Матвеев).
Родовые села и фамильные деревни
Бывает и так, что в небольших северных селениях почти все жители носят одну фамилию. Это неудивительно, если род веками жил на одном месте, разрастаясь и крепя свои корни. Например, в Стрельне жили преимущественно Стрелковы, а поселок Выучейский и вовсе получил свое название от фамилии его первых обитателей — Выучейских.
Фамилия как паспорт
Это удивительно удобно: услышав такую фамилию, сразу примерно понимаешь, откуда человек. Одна фамилия может указывать на потомка поморов с Терского берега, другая — на представителя ненецкого рода, кочевавшего по просторам Тимана. В больших городах, где все давно перемешалось, по фамилии уже не разберешь корней человека. А на Севере, особенно в маленьких поселках, эта связь сохранилась. Путешествуя здесь уже десять лет, мы с мужем научились примерно определять: откуда может быть Кожин, где искать корни Шадрина, а уж такие фамилии, как Вылка, Валей, Талеев, Апицын, Хатанзейский или Лаптандер, говорят сами за себя. Очень интересно таким образом, просто по имени, прикасаться к истории семьи и края.
История ненецких родов
С ненецкими фамилиями — отдельная, глубокая история. Если вникнуть, то по родовому имени можно узнать не только о месте проживания, но и о занятиях, характере, даже о внешних чертах или тотемных покровителях целого рода. К примеру, Тэсяда — «безоленные», Хэно — «гордые», Яр — «крутые», Яунгад — от слова «явга» (морская раковина), Худи — «сила белого гуся», Ядне — «спокойные, тихие», Айваседа — «лихие, безбашенные».
Сравнение с другими народами
Можно сказать, ненцам в этом смысле повезло больше, чем некоторым другим коренным народам Сибири и Дальнего Востока — якутам, эвенам, манси, камчадалам, алеутам или чуванцам. Те уже около двух столетий живут с фамилиями, которые им когда-то «подарили» русские миссионеры: Ивановы, Николаевы, Архиповы, Гоголевы, Мохнаткины, Коркины, Спиридоновы. Их собственные, исконные родовые имена были утрачены, а вместе с ними — и часть живой истории.
