Железная дорога на Крымском мосту не будет электрифицирована к открытию в начале декабря 2019 года. Когда принимали это решение и почему так вышло – полная загадка. Еще совсем недавно через мост обещали пустить «Ласточки».
Тепловоз вместо электровоза
Первые пассажирские поезда должны пойти в Крым в начале декабря. Этот срок неоднократно назывался и транспортными чиновниками, и президентом Путиным. Однако еще не открыта продажа билетов, не назван перевозчик (но мы-то знаем, что это будет «Гранд» и даже ездили на нем), официально не опубликовано расписание поездов.
А тут еще одна новость меня ошеломила. Крымский мост не будет электрифицирован.
На днях появилось видео первой тестовой поездки тепловоза через мост. На записи отчетливо видно, что никаких проводов там не натянуто.
Не видно проводов и на красивых фотографиях с сайта Крымского моста.
«Были предусмотрены места»
Я чуть не упал со стула, когда прочитал на днях сообщение ТАСС.
«Железнодорожная часть Крымского моста построена с таким расчетом, что может быть электрифицирована в случае принятия такого решения», – сообщает агентство со ссылкой на начальника ФКУ «Упрдор "Тамань» (заказчик строительства моста) Кайрата Турсунбекова.
«При строительстве были предусмотрены закладные места для дальнейшей электрификации. На этих местах могут быть смонтированы опоры контактной сети», – сказал он.
Из этого сообщения может показаться, что все хорошо, что так и должно быть, и так было запланировано. Я подумал, что у меня поехала «крыша»: я отчетливо помню сообщения про «Ласточку» через мост, про замену тепловоза на электровоз на станции Багерово (первая станция при въезде в Крым, после которой – неэлектрифицированная одноколейка)...
Стал искать в новостях, что да как. Вот нашел сообщение РБК за декабрь 2018 года:
«Росжелдор отменил тендер на электрификацию железнодорожной части Крымского моста. Как позднее пояснил представитель Минтранса, его отложили на следующий год из-за переноса дороги, на пути которой оказался древний город».
«До конца 2019 года»
Однако в тексте речь шла именно про отмену тендера, но не отмену самой электрификации. Вот цитата из этой же заметки:
«Представитель Минтранса (ему подведомствен Росжелдор) сообщил РБК, что тендер на электрификацию участка Тамань — Багерово был перенесен на первый квартал 2019 года "в связи с необходимостью корректировки трассы для сохранения найденной археологической находки на ней".
Минтранс будет электрифицировать все участки железной дороги в Крыму и Севастополе поэтапно, рассказал представитель ведомства. По его словам, первый этап (электрификация участка от Тамани до Багерово) завершится по графику до конца 2019 года».
Участок от Тамани до Багерово – это как раз Крымский мост. То есть еще девять месяцев назад была уверенность в его электрификации. Решение об отмене было принято втихую, без особых громких объявлений и теперь подается, как само собой разумеющееся.
Вот еще в марте 2019 года я проезжал Багерово на местном поезде и снял видео. В окно видны стойки-опоры для проводов.
А нужны ли провода?
Что означает с практической точки зрения отмена электрификации?
Думаю, на время в пути поездов это не повлияет. Будут менять электровоз на тепловоз и обратно на стороне Краснодарского края, а не в Крыму.
Стоит ли что-то говорить про экологию в нашей стране в целом и в Крыму в частности – большой вопрос. Думаю, экология – это всегда последнее, о чем у нас думают. Но да, тепловозы, коптящие небо, – это заметно менее экологично и экономично, чем бесшумные и чистые электровозы.
Что действительно важно. Скорее всего, теперь особо не будут спешить с пуском «Ласточки», которую обещали из Анапы в Симферополь. Впрочем, ее можно назначить и по ранее отработанной в России схеме – под тепловозом.
Наверное, большой беды в отсутствии электрификации нет, но показателен сам факт. О принятии решения объявить постфактум, когда уже построили, причем сделать вид, что так и было задумано. Такой вот обман.
Подпишитесь на нас в Вконтакте, Фейсбуке или Одноклассниках, чтобы не пропускать новые публикации. А в Телеграме мы еще и постим важные ж/д новости.