Необычные пищевые традиции якутов XVIII века: от сосновой заболони до квашеных рыбьих голов

Эти уникальные сведения относятся к первой половине XVIII столетия. Их зафиксировал Яков Иванович Линденау — российский исследователь и учёный, чья жизнь пришлась на период примерно с 1700 по 1795 год (точная дата его рождения, к сожалению, не сохранилась).

Исследователь и его наблюдения

В 1733–1743 годах он стал участником Второй Камчатской экспедиции, в рамках которой провёл масштабную работу по изучению сибирских народов. Среди них были и якуты, чей необычный для европейского взгляда рацион я хочу описать подробнее.

По свидетельствам Линденау, якуты отличались крепким телосложением, высоким ростом и завидным аппетитом. Учёный лично был свидетелем того, как пятеро мужчин за один присест смогли съесть целую лошадь. Если же якут вынужден был голодать хотя бы сутки, он быстро терял силы и работоспособность. Именно поэтому, отправляясь в дальние поездки, они обязательно оставляли в лесу стратегические запасы провизии.

Основа рациона: от дерева до молока

В целом же их питание в ту эпоху строилось на удивительном разнообразии.

С приходом апреля якуты отправлялись в лес, чтобы заготовить сосновую заболонь — это молодой, ещё не одревесневший слой древесины, находящийся прямо под корой.
Часть собранного сырья высушивали про запас, а из другой части готовили своеобразную лапшу. И лапшу, и высушенную заболонь затем мелко дробили и смешивали с молоком, получая питательную массу.

Когда у кобылы появлялся жеребёнок или у коровы — телёнок, послед (плаценту) варили без соли и съедали. Первое молоко, так называемое молозиво, собирали три дня подряд, затем варили в горшках на огне и употребляли в пищу — это блюдо носило название «осак». Вообще, молочные продукты занимали огромное место в их кухне: они готовили кумыс, сливки, сыры, масло. В этом отношении их традиции были схожи со многими другими скотоводческими культурами.

Блюда из дикой природы

В пищу шло мясо практически всех животных, за исключением лисицы, белки-летяги, мыши, горностая и пищухи. Бурундуков ловили с помощью петель, после чего снимали шкурку, а тушку жарили. Также добывали евражек (длиннохвостых сусликов) и других мелких грызунов — при удачной охоте их также готовили на огне.

Что касается птиц, то здесь существовала интересная особенность: в пищу употребляли практически всех пернатых, но у отдельных родов некоторые виды считались священными, тотемами, и потому их есть было запрещено. К таким птицам относились лебеди, орлы и вороны.

Любопытно, что всех птиц, за исключением (непонятно почему) дятла, ели вместе с внутренностями, не потроша.

На фотографии, конечно, изображены уже не описываемые времена, а начало XX века.

Рыба и дикоросы

Рыбу ели всю, что удавалось добыть (ловили её вершами, неводами, сетями). В уловах были голец, тугун, сиг, муксун, чир, таймень, щука, стерлядь и другие виды. Часть улова сушили или жарили, часть — квасили. Также из рыбы делали юколу — вялено-сушёное блюдо, которое могло долго храниться.

Рыбьи головы (предварительно вынув из них крупные кости) складывали в специальную яму, вырытую в земле и обложенную корой лиственницы. Яму плотно закрывали и оставляли головы там на длительный срок, после чего употребляли в пищу. По сути, это и был традиционный способ их квашения.

Корни различных растений, как и коряки, часто добывали из мышиных нор — грызуны собирали их про запас на зиму. Корни толкли, а затем варили со сливками или молоком. Иногда в такое блюдо добавляли измельчённую еловую кору для вкуса и сытности.

Из трав собирали листья дягиля и таволги, дикий лук и черемшу. Корень растения под названием прыщинец резали, смешивали с предварительно варёной и мелко натёртой рыбой, после чего эту смесь держали в туесах (берестяных сосудах), где она благополучно кисла всю зиму, превращаясь в своеобразную закуску.

Кстати, если вам интересны необычные пищевые традиции, можно почитать о рационе древних чукчей.
А здесь — о том, чем питались коряки.