Вы когда-нибудь задумывались, для чего на корме ледоколов есть такие странные выступы, похожие на губы? Признаюсь, я сам был удивлен, узнав об этом.
Это открытие я сделал во время поездки в Мурманск. Там, у причала, стоит легендарный атомный ледокол «Ленин», превращенный в музей. Большинство посетителей видят его лишь с носа, со стороны морского вокзала, и даже не подозревают об интересной детали, которую можно разглядеть только с кормы или с воды.
Хороший вид на эти конструкции открывается, если проплывать мимо на катере или наблюдать за ледоколом в доке.
Эта особенность характерна не только для «Ленина». Вот, например, как выглядят эти "губы" у современного атомного ледокола «50 лет Победы».
А это — финский ледокол Polaris.
Вблизи эти конструкции впечатляют своей массивностью и инженерной продуманностью. На фото снова «50 лет Победы».
Каково же их предназначение?
Оказывается, главная задача ледокола — не просто проложить путь во льдах, но и обеспечить безопасное движение других судов. Когда ледовая обстановка становится особенно сложной и судно не может следовать за ледоколом самостоятельно, его берут на буксир.
Однако обычный буксирный трос во льдах ненадежен. Поэтому используется метод жесткой сцепки: нос буксируемого судна вводится в эти самые «губы» на корме ледокола и надежно там фиксируется специальными стропами.
Это чем-то напоминает работу эвакуатора, который поднимает переднюю часть автомобиля, оставляя задние колеса на дороге. Так и ледокол, зафиксировав у себя на корме нос другого судна, тянет его за собой, буквально проталкивая сквозь ледяные поля. В таком сцепленном состоянии, похожем на трамвайный состав, они и преодолевают самые тяжелые участки пути.
———
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режиме он-лайн в сторис и публикациях.
