Недавно на российских железных дорогах появился новый игрок — перевозчик «Гранд», который запустил несколько составов по направлениям Москва — Петербург и Москва — Адлер. Как выяснилось, это временная мера: компания готовится обслуживать поезда в Крым. Мне стало интересно, что же это за перевозчик, и я решил лично протестировать один из первых рейсов нового поезда из Москвы в Санкт-Петербург.
Кто стоит за новым перевозчиком?
Компания «Гранд экспресс сервис» известна с 2005 года как оператор частного люксового поезда «Гранд экспресс», курсирующего между двумя столицами. В 2019 году бизнес сменил владельца, причем дважды. Кто является конечным бенефициаром, открыто не сообщается, но все указывает на тесные связи с РЖД. Эта неразбериха неслучайна: «дочка» РЖД, Федеральная пассажирская компания (ФПК), не может работать в Крыму из-за риска санкций, поэтому, видимо, и появился «Гранд».
На момент моего путешествия у перевозчика был запущен только один новый состав — тот самый одноэтажный поезд Москва — Петербург, на котором я ехал. В ближайшее время должны были появиться еще два: двухэтажный на том же маршруте и поезд до Адлера. При покупке билетов их легко отличить: в графе «Перевозчик» указан именно «ГРАНД», а не привычная ФПК.
Мне нужно было добраться из Москвы в Петербург в ночь на воскресенье. Поезд №170 отправлялся в неудобное время — в 01:46. Все купе, как я увидел на платформе, были заняты туристическими группами из Китая, а вот в плацкартных вагонах в конце состава было просторно. Я купил билет в 12-й вагон, где, кроме моего, было занято всего пять мест. Стоимость составила 1457 рублей 30 копеек.
Состав подали на первый путь. Вот они — новые вагоны свежеиспеченного перевозчика. Их внешняя окраска практически неотличима от стандартной ливреи РЖД, только без красных букв «РЖД». Все плацкартные вагоны оказались новейшими, выпуска 2019 года. А вот среди купейных новым был только штабной вагон, остальные выглядели постарше — лет по 15, если не больше.
Что такое «смарт-плацкарт»?
«Добро пожаловать! Ваше место номер 5», — с улыбкой сказала проводница, сверив мои данные по списку пассажиров. Признаюсь, такое приветствие стало приятным сюрпризом — в поездах ФПК обычно обходятся без лишних слов.
Новые плацкартные вагоны производства Тверского вагоностроительного завода, возможно, станут последними классическими одноэтажными плацкартами, сделанными в России. В будущем планируется переход на двухэтажные составы.
Именно эти вагоны журналисты окрестили «умными» или «смарт-плацкартами». Они оснащены системами автоматического поддержания температуры, а вся информация о работе оборудования выводится на пульты проводника и начальника поезда.
Расскажу подробнее об обустройстве мест. На нижних поперечных полках под столиком расположены две розетки и индивидуальный светильник.
На верхних поперечных полках также есть светильники, но вместо обычной розетки — USB-разъемы для зарядки гаджетов.
На нижней боковой полке целых три розетки, но светильника нет. А вот на верхней боковой нет ни розеток, ни USB, ни освещения. Зато крючков, сеток для мелочей и перекладин для полотенец предостаточно.
Оба туалета, как это сейчас принято, расположены в конце вагона со стороны нерабочего тамбура.
Информационное табло, на мой взгляд, изменили не в лучшую сторону. Шрифт стал настолько мелким, что разобрать что-либо можно, только подойдя вплотную.
Забавный момент: хотя в вагоне было много свободных мест, проводница подселила ко мне попутчицу. Она покупала билет в кассе, и кассир, видимо, решила, что девушке нужна компания. Я не стал возражать — было даже интересно пообщаться.
Честно говоря, я ожидал большего от нового перевозчика. Никакой особой айдентики: ни фирменных занавесок, ни качественного постельного белья, ни сувениров. Вагон выглядел аскетично, белье было самым простым и не первой свежести, чай — обычные пакетики, подстаканники — старые, рждшные.
Два пакетика чая и две маленькие пачки печенья обошлись мне в 190 рублей. Оплатил картой — это, по крайней мере, удобно.
Главная проблема: непредсказуемый микроклимат
В моем вагоне на протяжении всей поездки поддерживалась комфортная температура +22 °C. Снизу периодически включалась батарея, сверху работала вентиляция. Идеальные условия!
Однако радость была недолгой. После отправления я узнал, что в этом же составе едет мой знакомый, и решил навестить его. Пройдя по вагонам, я понял, что мой опыт — это большая удача. В нескольких купейных вагонах термометры в коридоре показывали +25…26 °C, несмотря на открытые окна. Страшно представить, что творилось за закрытыми дверьми купе, где находились по четыре человека. Один из пассажиров, полуголый и раскрасневшийся китаец, вышел в коридор — видимо, подышать.
Что еще хуже, в некоторых новых «умных» плацкартах, только что сошедших с конвейера, на табло светились цифры +27 и даже +28 °C. Примечательно, что штабной вагон в этом поезде тоже был новым, выпуска 2019 года. То есть начальник поезда, если бы захотел, мог видеть эти данные у себя на пульте.
И здесь возникает главный парадокс. Обслуживание крымских поездов доверили компании, которая управляет самым элитным составом страны. Они еще даже не начали возить пассажиров в Крым, у них нет сезонного наплыва, им предоставили самые современные вагоны, но даже в таких условиях перевозчик умудряется создавать невыносимую духоту — по лучшим традициям РЖД.
Если в обычном поезде РЖД ты хотя бы понимаешь, к кому обращаться: можно позвать начальника поезда, потребовать книгу жалоб, позвонить на горячую линию. Здесь же всё неясно. Перевозчик непонятный, кто его контролирует и куда бежать, если в вагоне нечем дышать — загадка. Никаких телефонов, объявлений о том, что «комфорт пассажиров — наш приоритет», и прочего здесь нет.
Когда в Крым не будет альтернатив, смириться с этим, возможно, придется. Но пока «Гранд» конкурирует с другими перевозчиками, лично для меня он не выигрывает. Ни по расписанию (которое, впрочем, от него не всегда зависит), ни по другим параметрам. Комфорт поездки здесь — такая же лотерея, как и в поездах ФПК. Еще один минус: у «Гранда» нет программы лояльности «РЖД Бонус», баллы не начисляются.
Возможно, в будущем ситуация изменится. Владелец люксового поезда, возможно, поднимет стандарты обслуживания в своих плацкартах и купе. Речь не только о проводниках и температуре, но и об общем уюте: фирменных занавесках, ковриках, расширенном ассортименте еды и напитков.
В моем вагоне проводница смогла создать отличный микроклимат! В таких условиях полтора дня до Крыма я проехал бы с удовольствием. А в соседних вагонах, судя по всему, люди страдали от духоты. Это говорит о том, что компании необходимо обучать молодой персонал. Увидим, займется ли она этим.
И небольшое обращение к руководству РЖД. В Петербурге на Московском вокзале есть проблема: указатели и табло размещены крайне неудачно. Особенно «удачным» получился указатель к камерам хранения. Надеюсь, вы обратите на это внимание.
