Отправиться в такое плавание — задача не из простых. Мне, однако, посчастливилось. Пока многие наслаждались последними летними деньками, я отправился за Полярный круг, чтобы стать участником одного из самых необычных морских переходов в моей жизни — рейса танкера с ямальской нефтью по Северному морскому пути, от Ямала до Мурманска.
Меня всегда привлекали подобные экспедиции, где можно не просто узнать о процессе из вторых рук, а погрузиться в него самому, увидеть всё своими глазами и даже принять посильное участие. Это даёт уникальную возможность сформировать собственное, живое представление о происходящем, чтобы потом поделиться самыми яркими деталями с читателями.
Итак, как же на практике организована доставка ямальской нефти по арктической трассе?
Начало пути: Мыс Каменный и уникальная нефть
Всё начинается на Приёмо-сдаточном пункте в Мысу Каменном. Сюда по трубопроводу поступает нефть с Новопортовского месторождения — одного из крупнейших на Ямале, расположенного примерно в ста километрах южнее.
Добываемая здесь нефть — особая, она выделена в отдельный сорт под маркой Novy Port. Это лёгкая нефть с крайне низким содержанием серы, что делает её особенно ценной для западных потребителей.
Танкеры вместо труб: логистический вызов
Почему же транспортировка идёт танкерами, а не по трубам? Всё дело в удалённости Новопортовского месторождения от магистральных трубопроводов. Традиционный способ доставки здесь невозможен, поэтому и был выбран путь через Северный морской путь.
С одной стороны, это потребовало создания сложной логистической цепочки. С другой — такая изоляция позволяет сохранить уникальные свойства нефти сорта Novy Port, не смешивая её с другими, что дополнительно повышает её рыночную стоимость.
С Приемо-сдаточного пункта нефть поступает на танкеры для дальнейшего пути в Мурманск.
Это происходит с помощью уникального, единственного в мире арктического терминала «Ворота Арктики», который работает в пресных водах Обской губы (более подробно об этом процессе я рассказывал в отдельном материале).
Специально для работы в суровых условиях Арктики «Газпром нефть» создала собственный флот. На линии Мыс Каменный — Мурманск работают два ледокола-близнеца — «Андрей Вилькицкий» и «Александр Санников», а также шесть танкеров. Их грузовместимость относительно невелика — около 40 тысяч тонн каждый. Почему?
Полная загрузка одного такого танкера — процесс небыстрый. На саму операцию уходит примерно 8 часов чистого времени, а с учётом всех сопутствующих процедур — подхода, швартовки, подключения шлангов и оформления документов — может потребоваться 12-14 часов.
Иногда загрузка может затянуться или даже прерваться, например, из-за шторма. Именно так и произошло в нашем случае: мы уже были готовы выйти в море, но разыгравшийся сильный ветер заставил нас почти полсуток ждать у причала, прежде чем можно было продолжить заполнять цистерны нашего танкера «Штурман Скуратов». Только после этого мы, наконец, отправились в путь.
В открытом море: четыре дня по Севморпути
Всё прошло успешно, и ранним утром 30 августа мы начали четырёхдневный переход по Северному морскому пути.
Заранее этот путь казался очень долгим, но на деле время пролетело быстро — благодаря отличной погоде, сплочённой команде и постоянной занятости. Мне довелось поучаствовать в учениях по эвакуации с судна, облазить танкер вдоль и поперёк, заглянув в самые интересные уголки и отсеки, а также много общаться со специалистами, которые подробно рассказывали и показывали, как всё устроено.
Во время перехода по Карскому морю
Честно говоря, я почему-то был уверен, что расстояние в две с лишним тысячи километров танкеры преодолевают гораздо медленнее.
Но каждый раз, поднимаясь на капитанский мостик и сверяя наше положение по карте, я с удивлением отмечал, как далеко мы уже продвинулись.
Незадолго до прохода через Карские Ворота мы встретили идущий навстречу такой же танкер. Он направлялся к арктическому терминалу «Ворота Арктики» за новой порцией нефти.
Финальный этап: Баренцево море и Мурманск
Баренцево море встретило нас потрясающей погодой, подарив возможность дважды полюбоваться закатами и один раз — рассветом.
А вот второй рассвет мы встречали уже в Кольском заливе, на подходах к Мурманску.
Когда я рано утром открыл глаза и взглянул в иллюминатор, то увидел совсем рядом с нашим, казавшимся таким большим танкером, настоящую громадину — в три раза больше нас. Мы медленно подходили к конечной точке нашего арктического рейса — огромному танкеру-накопителю.
Его борт возвышался почти до уровня нашего капитанского мостика, а размерами палубы он и вовсе напоминал авианосец.
Танкеры, доставляющие нефть с Новопортовского месторождения «Газпром нефти», перегружают свой ценный груз в танкер-накопитель «Умба» грузовместимостью 300 тысяч тонн.
Завершение цикла
На этом миссия танкеров-сорокатысячников завершается. Они пополняют запасы провизии — как для себя, так и для ледоколов, обеспечивающих погрузку в Обской губе, — и отправляются в четырёхдневный обратный путь за новой порцией нефти.
А в назначенное время к «Умбе» подойдут уже более крупные танкеры, вместимостью около 100 тысяч тонн. Они заберут нефть сорта Novy Port на свой борт и отправятся дальше, каждый в свой порт назначения, на нефтеперерабатывающие заводы по всему миру...
———
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режиме реального времени в сторис и публикациях.
