Путешествие с нефтью: как я прошел Северным морским путем на арктическом танкере

Отправиться в такое плавание — задача не из простых. Мне, однако, посчастливилось. Пока многие наслаждались последними летними деньками, я отправился за Полярный круг, чтобы стать участником одного из самых необычных морских переходов в моей жизни — рейса танкера с ямальской нефтью по Северному морскому пути, от Ямала до Мурманска.

Меня всегда привлекали подобные экспедиции, где можно не просто узнать о процессе из вторых рук, а погрузиться в него самому, увидеть всё своими глазами и даже принять посильное участие. Это даёт уникальную возможность сформировать собственное, живое представление о происходящем, чтобы потом поделиться самыми яркими деталями с читателями.

Итак, как же на практике организована доставка ямальской нефти по арктической трассе?

Начало пути: Мыс Каменный и уникальная нефть

Всё начинается на Приёмо-сдаточном пункте в Мысу Каменном. Сюда по трубопроводу поступает нефть с Новопортовского месторождения — одного из крупнейших на Ямале, расположенного примерно в ста километрах южнее.

Добываемая здесь нефть — особая, она выделена в отдельный сорт под маркой Novy Port. Это лёгкая нефть с крайне низким содержанием серы, что делает её особенно ценной для западных потребителей.

Танкеры вместо труб: логистический вызов

Почему же транспортировка идёт танкерами, а не по трубам? Всё дело в удалённости Новопортовского месторождения от магистральных трубопроводов. Традиционный способ доставки здесь невозможен, поэтому и был выбран путь через Северный морской путь.

С одной стороны, это потребовало создания сложной логистической цепочки. С другой — такая изоляция позволяет сохранить уникальные свойства нефти сорта Novy Port, не смешивая её с другими, что дополнительно повышает её рыночную стоимость.

С Приемо-сдаточного пункта нефть поступает на танкеры для дальнейшего пути в Мурманск.

Это происходит с помощью уникального, единственного в мире арктического терминала «Ворота Арктики», который работает в пресных водах Обской губы (более подробно об этом процессе я рассказывал в отдельном материале).

Специально для работы в суровых условиях Арктики «Газпром нефть» создала собственный флот. На линии Мыс Каменный — Мурманск работают два ледокола-близнеца — «Андрей Вилькицкий» и «Александр Санников», а также шесть танкеров. Их грузовместимость относительно невелика — около 40 тысяч тонн каждый. Почему?

Полная загрузка одного такого танкера — процесс небыстрый. На саму операцию уходит примерно 8 часов чистого времени, а с учётом всех сопутствующих процедур — подхода, швартовки, подключения шлангов и оформления документов — может потребоваться 12-14 часов.

Иногда загрузка может затянуться или даже прерваться, например, из-за шторма. Именно так и произошло в нашем случае: мы уже были готовы выйти в море, но разыгравшийся сильный ветер заставил нас почти полсуток ждать у причала, прежде чем можно было продолжить заполнять цистерны нашего танкера «Штурман Скуратов». Только после этого мы, наконец, отправились в путь.

В открытом море: четыре дня по Севморпути

Всё прошло успешно, и ранним утром 30 августа мы начали четырёхдневный переход по Северному морскому пути.

Заранее этот путь казался очень долгим, но на деле время пролетело быстро — благодаря отличной погоде, сплочённой команде и постоянной занятости. Мне довелось поучаствовать в учениях по эвакуации с судна, облазить танкер вдоль и поперёк, заглянув в самые интересные уголки и отсеки, а также много общаться со специалистами, которые подробно рассказывали и показывали, как всё устроено.

Во время перехода по Карскому морю

Честно говоря, я почему-то был уверен, что расстояние в две с лишним тысячи километров танкеры преодолевают гораздо медленнее.

Но каждый раз, поднимаясь на капитанский мостик и сверяя наше положение по карте, я с удивлением отмечал, как далеко мы уже продвинулись.

Незадолго до прохода через Карские Ворота мы встретили идущий навстречу такой же танкер. Он направлялся к арктическому терминалу «Ворота Арктики» за новой порцией нефти.

Финальный этап: Баренцево море и Мурманск

Баренцево море встретило нас потрясающей погодой, подарив возможность дважды полюбоваться закатами и один раз — рассветом.

А вот второй рассвет мы встречали уже в Кольском заливе, на подходах к Мурманску.

Когда я рано утром открыл глаза и взглянул в иллюминатор, то увидел совсем рядом с нашим, казавшимся таким большим танкером, настоящую громадину — в три раза больше нас. Мы медленно подходили к конечной точке нашего арктического рейса — огромному танкеру-накопителю.

Его борт возвышался почти до уровня нашего капитанского мостика, а размерами палубы он и вовсе напоминал авианосец.

Танкеры, доставляющие нефть с Новопортовского месторождения «Газпром нефти», перегружают свой ценный груз в танкер-накопитель «Умба» грузовместимостью 300 тысяч тонн.

Завершение цикла

На этом миссия танкеров-сорокатысячников завершается. Они пополняют запасы провизии — как для себя, так и для ледоколов, обеспечивающих погрузку в Обской губе, — и отправляются в четырёхдневный обратный путь за новой порцией нефти.

А в назначенное время к «Умбе» подойдут уже более крупные танкеры, вместимостью около 100 тысяч тонн. Они заберут нефть сорта Novy Port на свой борт и отправятся дальше, каждый в свой порт назначения, на нефтеперерабатывающие заводы по всему миру...

———

Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режиме реального времени в сторис и публикациях.