Любой, кто готовится к морскому походу, наверняка знаком с тем особым состоянием нервного напряжения, которое охватывает тебя во время сборов. Чем ближе заветная дата отплытия, тем сильнее кажется, что дела стоят на месте, ты ничего не успеваешь и прогресс почти незаметен. Но потом вдруг разрозненные детали начинают складываться в единую картину, и наступает момент, когда ловишь себя на мысли: «О, да ведь уже почти всё готово!» — и ненадолго успокаиваешься. Однако это чувство обманчиво! На самом деле процесс доведения снаряжения (в моём случае — лодки) до хоть какого-то приемлемого состояния может растягиваться почти бесконечно.
Сейчас я как раз переживаю один из таких коротких периодов затишья и относительного спокойствия. Я закончил покраску днища, привёл в порядок руль, подготовил ещё несколько необходимых деталей. И буквально за час, когда привёз всё это в яхт-клуб, лодка неожиданно приобрела по-настоящему рабочий вид! А сейчас хочу поделиться радостью и немного похвастаться новым приобретением — пантографом для подвесного мотора.
История с моторным колодцем
Я уже как-то рассказывал о своей попытке переместить мотор в штатный колодец на яхте класса «ИФ». Первоначально идея показалась мне удачной, но после испытаний я вернул двигатель обратно на транец, а сам колодец в итоге решил наглухо заклеить.
Новый пантограф вместо старого
Мой прежний алюминиевый пантограф за годы службы пришёл в совершенно плачевное состояние, поэтому прошлой осенью я без сожалений его демонтировал и приобрёл замену — новенький, блестящий агрегат из нержавеющей стали.
Это стандартная модель, которую можно найти практически в любом магазине лодочных аксессуаров. Пока я не успел как следует его опробовать в деле, но первое впечатление он производит очень даже положительное.
Преимущества новой конструкции
Во-первых, несмотря на некоторый люфт в шарнирных соединениях, он ощутимо жёстче и устойчивее своего предшественника. Во-вторых, у него есть несколько фиксированных положений по высоте: можно установить мотор выше или ниже. На старом пантографе такой возможности не было — только два крайних положения, «поднято» или «опущено». Бывало, что в спокойную воду хотелось приподнять двигатель совсем немного, чтобы его антикавитационная плита перестала задевать воду, но сделать это было нельзя. Теперь эта проблема решена. И, наконец, третье и, пожалуй, самое приятное улучшение — встроенная в рычаг пружина, которая существенно облегчает подъём и опускание мотора. Я даже не предполагал, что управлять этой 30-килограммовой махиной можно будет так легко, буквально одной рукой, без особых усилий.
Главная сложность — установка
Впрочем, купить пантограф — это была лишь половина дела. Основная трудность заключалась в его монтаже на сильно скошенный, почти полукруглый транец нашей лодки. Если закрепить кронштейн строго перпендикулярно поверхности транца, он будет смотреть вбок. При движении под мотором, который повёрнут относительно такого крепления, возникают ненужные нагрузки, ведущие к быстрому износу и создающие дополнительное давление на сам транец. Поэтому мне пришлось изготовить из нержавеющей стали специальную переходную пластину — своего рода «подиум» сложной формы. К нему и крепится пантограф, чтобы занять правильное положение. Правда, с расчётами я немного ошибся, и агрегат всё равно смотрит чуть в сторону, но, думаю, это не критично.
Вот такие у меня на данный момент новости. Сейчас я занимаюсь оставшимися ремонтными работами, и следующая серьёзная задача на очереди — замена кранов кингстонов. Об этом процессе я обязательно расскажу в ближайшее время. Да и обещанные гибкие топливные баки скоро должны подойти.
