В конце статьи вас ждёт видеоролик: уникальные кадры с редкими «Ласточками» в сопровождении тепловоза.
Исторический путь
Строительство железнодорожной ветки Луга — Новгород началось в период Первой мировой по инициативе военного командования. После ввода в эксплуатацию 13 июля 1916 года, линия позволяла поездам развивать скорость всего 27-28 километров в час.
На фото: ретро-состав с паровозом пересекает мост через реку Луга. Это перегон между станциями Батецкая и Люболяды.
Взлёты и падения
В середине 90-х годов прошлого века пригородное сообщение от Великого Новгорода до Люболяд переживало настоящий бум. Причиной стала массовая раздача земельных участков под дачи местным жителям. В те времена на маршрутах до Батецкой и Луги курсировали знаменитые дизель-поезда Д1, а общая атмосфера чем-то напоминала оживлённые индийские железные дороги.
Однако в начале 2000-х интерес к дачам в столь отдалённой местности угас, участки стали забрасывать, и спрос на поездки резко сократился. В 2013 году отменили последний пригородный состав на маршруте Великий Новгород — Луга, и жизнь на этой ветке практически замерла. Единственным стабильным движением оставался поезд №65/66 Минск — Мурманск, проходивший участок Великий Новгород — Батецкая всего дважды в неделю. Пригородное сообщение поддерживалось лишь эпизодически в летние месяцы, да и то не каждый год, а грузовые перевозки почти сошли на нет.
Поезд Минск — Мурманск можно запечатлеть на фото только в период белых ночей.
Разделение и новый курс
В 2012 году был проведён капитальный ремонт участка Батецкая — Луга, после чего его стали активно использовать для перенаправления грузовых составов между Витебским и Псковским направлениями. Это решение фактически разделило линию Великий Новгород — Луга на две самостоятельные части: Великий Новгород — Батецкая и Батецкая — Луга.
С 2013 по 2018 год вся ветка Великий Новгород — Луга видела не более трёх поездов в неделю. В 2017 году была закрыта и единственная промежуточная станция Люболяды.
Пригородный поезд Великий Новгород — Батецкая — Санкт-Петербург. Он курсировал несколько летних сезонов раз в неделю и только в одном направлении. Уехать на нём было можно, а вот вернуться — уже нет.
Неожиданное оживление
Но в 2018 году ситуация кардинально изменилась. Через Великий Новгород пустили поезд №79/80 Санкт-Петербург — Калининград. А в начале 2019 года маршрут состава №819/820 Петрозаводск — Великий Новгород продлили до Пскова. В итоге, сейчас за три часа по линии Великий Новгород — Батецкая проходят три поезда — столько же, сколько раньше проходило за целую неделю. Станцию Люболяды расконсервировали, и она снова в строю.
Станция Люболяды снова принимает поезда.
Сомнения и надежды на будущее
Лично я сомневаюсь, что такой уровень активности сохранится надолго. Полагаю, что поезд Санкт-Петербург — Калининград уже в следующем зимнем расписании вернут на прежний, более прямой маршрут. В Великом Новгороде в него садится всего несколько пассажиров, и такой слабый пассажиропоток вряд ли оправдывает столь длинный объезд.
Поезд Петрозаводск — Псков, возможно, продержится дольше. Но и он сейчас едва ли не пустой, а предпосылок для роста числа пассажиров не видно.
Очень надеюсь, что в предстоящий летний сезон на участке запустят полноценный ежедневный пригородный поезд, рассчитанный именно на нужды местных жителей. Всё, что было раньше, больше походило на формальное выполнение обязательств по «транспортной доступности» и реальным спросом у населения не пользовалось.
Приглашение для энтузиастов
В общем, любители железнодорожных редкостей, добро пожаловать на линию Великий Новгород — Батецкая. Сейчас там можно увидеть электропоезда «Ласточка» модели ЭС1П, которых на сегодняшний день выпущено всего четыре единицы.
Видеоприложение: за три часа в деревне Мойка Новгородской области можно заснять три проходящих поезда, включая новые «Ласточки» ЭС1П, которые ведёт тепловоз ТЭП70БС.
Обязательно включите субтитры к видео — в них много полезных пояснений.
