Как говорится, нет радости без печали. Небольшое укрепление рубля, которое мы наблюдаем, стало прямым следствием резкого скачка цен на нефть. А этот скачок, в свою очередь, был спровоцирован пожарами и терактами на нефтяных объектах Саудовской Аравии.
Признаюсь, такую картину на валютном экране я не видел уже несколько месяцев, и она, безусловно, радует глаз. Это, конечно, не один рубль за тайский бат, но всё же куда приятнее, чем 2.25 рубля, которые показывал тот же сервис Тинькофф всего пару недель назад.
Ожидания и реальность
Однако, услышав новости о проблемах с арабской нефтью, я ожидал гораздо более значительного эффекта для нашей валюты. То, что курс рубля отреагировал так вяло, лишний раз доказывает: он перестал чётко следовать за ценами на нефть. Это наводит на мысль, что рубль — не та валюта, которая по-настоящему интересует тех, кто получает основную выгоду от высоких нефтяных котировок.
Кто в выигрыше?
Пока рубль едва шевелится, акции российских нефтяных гигантов взлетели моментально. Состояние их акционеров тоже заметно приросло. А что же сам рубль и миллионы россиян, которые живут на эти деньги? Увы, они практически ничего не получили. Сразу же сработали знакомые всем механизмы так называемой «бюджетной отсечки»: сверхдоходы от нефти через бюджетные каналы либо возвращаются обратно в экономику США (страну, напечатавшую эти доллары), либо направляются на поддержку тех же нефтяных компаний для извлечения ещё большей прибыли в будущем. Этот цикл, кажется, может длиться бесконечно.
Итог для экономики и людей
В результате ни реальный сектор экономики, ни простые граждане не ощущают на себе позитивных последствий. Поэтому многие эксперты почти хором предрекают, что всё останется по-прежнему: ждите доллар по 67-70 рублей, машите рукой и старайтесь улыбаться. И, как это ни грустно, о доступном, как в старые добрые времена, отдыхе в Таиланде для российских туристов по-прежнему можно только мечтать.
