Особенности венского метро: взгляд изнутри

Метро — это, пожалуй, один из самых удобных способов исследовать город для путешественника: быстро, экономично и всегда с долей местного колорита. Сегодня я приглашаю вас спуститься со мной в подземку австрийской столицы — Вены — и вместе разобраться, чем же она примечательна.

На первый взгляд, венское метро может показаться довольно аскетичным и даже скучноватым, особенно на фоне некоторых других европейских систем. Никакой вычурности в отделке: всё предельно функционально и лаконично.

Ветка U4

Конечно, после нашего, российского метро, с его дворцовыми интерьерами, сложно найти что-то более впечатляющее. Но у венской подземки есть своя особая атмосфера и несколько любопытных отличий, о которых стоит рассказать.

Как оплатить проезд: система на доверии

Первое, что сразу удивляет при входе на станцию, — полное отсутствие турникетов. Возникает закономерный вопрос: как же тогда происходит контроль? В основе системы лежит принцип честности пассажира. Билет приобретается в терминале: поездка на один час обойдётся в 2,40 евро, суточный проездной — 8 евро, на 48 часов — 13,30 евро, на 72 часа — 16,50 евро, а на неделю — 16,20 евро.

Никаких турникетов — только валидаторы для компостирования билетов

Очень важно при первом использовании билета прокомпостировать его в специальном автомате, который ставит отметку о времени начала действия. Если у вас проездной на несколько дней, то в последующие разы компостировать его уже не нужно — достаточно просто иметь при себе. По такому билету можно кататься неограниченное количество раз в течение срока его действия. Мы лично пользовались суточными проездными и нашли это невероятно удобным.

Компостируем билет при первом входе

За всё время нашего пребывания в Вене контролёра мы встретили лишь однажды — на станции, примыкающей к железнодорожному вокзалу. Штраф за безбилетный проезд довольно серьёзный — 100 евро.

Похожая система действует, например, в Берлине и Праге. В чешской столице даже существует специальное мобильное приложение, которое в реальном времени оповещает, на какой станции может появиться проверяющий.

Вагоны: от старых до новых

В венском метро курсируют как вагоны старого образца, так и современные составы от Siemens. Двери здесь не открываются автоматически — чтобы войти или выйти, нужно нажать кнопку или потянуть за ручку. Как объясняют местные, это делается для экономии электроэнергии.

Ещё одна милая деталь — в каждом вагоне лежат бесплатные журналы, которые можно почитать в пути.

Исторические линии: путешествие в прошлое

Принято считать, что венское метро было открыто в 1976 году. Но это не совсем верно. Современная сеть включает в себя участки Stadtbahn — городской железной дороги, построенной ещё на рубеже XIX–XX веков, в 1898–1901 годах. Именно эти линии представляют наибольший интерес для любителей истории и атмосферных мест.

Кажется, что перенесся на 100 лет назад! Ветка U6

Коричневая ветка U6 — здесь используется трамвайный подвижной состав, а многие станции сохранили свой оригинальный, почти музейный облик.

Часть маршрута U6 проходит по старинной эстакаде, что добавляет поездке особого шарма:

Ветка U4, в отличие от U6, была серьёзно модернизирована, но и она мне показалась очень живописной. Она частично проходит по поверхности, вдоль городского водного канала, открывая пассажирам приятные виды.

Да, Вена бывает и такой. Как-нибудь я обязательно покажу вам граффити Вены — они заслуживают отдельного рассказа.

Другие примечательные детали

  • Практически на всех станциях есть туалеты, о наличии которых сообщают указатели. Этот вопрос часто поднимается в контексте московского метро, так что для многих это важный плюс. Правда, пользование платное — 50 центов.
  • На станциях установлены мусорные урны.
  • В венском метро применяются две разные системы электроснабжения: классическая с третьим рельсом и система с контактным проводом, как у трамвая.
  • На всех станциях без исключения есть лифты для людей с ограниченными возможностями. И что важно — они все рабочие!
  • Метро состоит из пяти линий, которые обозначаются как U1, U2, U3, U4 и U6. Каждая имеет свой цвет на схеме. Линия U5 всё ещё находится в стадии планирования.
  • На одной из станций ветки U3 можно увидеть настоящие археологические находки, обнаруженные при строительстве и теперь встроенные в дизайн станции.

Станция Rochusgasse

Возможно, вам также будут интересны и другие мои заметки о метро:

Метро Испании
Метро Марселя
Метро Казани — самое молодое метро России

А вы часто пользуетесь метро в других городах или странах? Или предпочитаете альтернативный транспорт? Поделитесь своим опытом в комментариях!