Кажется, я как блогер утратил одну ключевую способность — перестал поражаться откровенно нелепым происшествиям. 5 сентября и.о. губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов торжественно «ввел в эксплуатацию» три новые станции подземки. Однако горожанам доступ туда был закрыт. «Типично», — промелькнуло у меня в голове, и я даже не вздрогнул от удивления.
На снимке — станция «Проспект Славы». Фото: пресс-служба губернатора Петербурга
С опозданием на восемь лет
Новые остановки — «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» — расположены в южной части города и стали продолжением пятой, Фрунзенско-Приморской линии.
Открытие было необходимо именно в этот момент. У временно исполняющего обязанности губернатора Александра Беглова на носу выборы, а его рейтинги оставляют желать лучшего. Правда, пока неясно, как избиратели воспримут такой «хитрый ход» — формально запустить метро, но фактически оставить его закрытым. Впрочем, учитывая, что сколь-либо значимых конкурентов на эти выборы попросту не допустили, Беглову можно особенно не волноваться.
Обновленная схема линий метрополитена и и.о. губернатора Александр Беглов. Фото: пресс-служба губернатора
Вообще, с метростроем Петербургу хронически не везет. Если в Москве новые станции появляются чуть ли не каждые несколько месяцев, то город на Неве, который без подземки буквально задыхается в пробках, годами ждет обещанного.
В 2018-м, к чемпионату мира по футболу, с огромным трудом сдали всего две станции — «Новокрестовскую» и «Беговую». Уже спустя полгода на них начала осыпаться отделка, сломались траволаторы, а с потолков потекло.
До этого последний раз новую станцию в Петербурге открывали аж в 2012 году.
В конце 2018-го в городе разразился кризис в метростроении: долги, судебные разбирательства, задержки зарплат рабочим, забастовки. Тогда было непонятно, кто и как будет достраивать начатые объекты. Властям вроде бы удалось разрешить ситуацию.
Изначально строительство этих станций планировали завершить еще в 2011–2012 годах. Сколько раз переносились сроки сдачи — даже сложно сосчитать.
Для Петербурга такая практика, увы, стала нормой. Футбольную «Газпром-арену» вместо 2009 года достроили лишь к 2016-му, «Аэроэкспресс» до центра города обещают уже лет двадцать, но даже не могут начать работы, о высокоскоростной магистрали до Москвы говорят с начала 1990-х. Однажды даже вырыли котлован, но потом закопали его и построили на этом месте торговый центр.
«Мудрый градоначальник»
Но вернемся к нашим трем станциям. Их «открытие» было приурочено к выборам. На церемонии губернатор Беглов неожиданно заявил:
«Я проверил готовность новых станций метро, проехал на поезде, но есть один нюанс: система безопасности работает на сегодняшний день только в штатном режиме. В случае нештатной ситуации могут быть проблемы. Если есть хоть малейшая вероятность опасности для пассажиров, я не буду рисковать. Метро должно быть безопасным! Метро – это сложное инженерное сооружение, здесь не может быть временных режимов. Если автомобильную дорогу можно запустить в рабочем режиме, то метрополитен только по постоянной схеме».
Глава метрополитена Владимир Гарюгин пообещал, что этот «временный режим» продлится не более двух недель.
Вестибюль станции «Проспект Славы» украсили пожарные машины. Фото: пресс-служба губернатора СПб
Прогосударственные СМИ отреагировали на это с завидным энтузиазмом, восхваляя «мудрость» градоначальника. Газета «Петербургский дневник» вышла с публикацией под заголовком: «Эксперты объяснили, почему не стоило открывать метро в спешке. Действия властей были продиктованы заботой о безопасности самих пассажиров».
«Метро – это стабильность, это каркас города, и безопасность людей превыше всего. А показатели разные, рейтинги – это вторично. Я считаю, наш временно исполняющий обязанности губернатора Александр Беглов принял очень мудрое решение», — приводит издание слова Михаила Бурцева, представленного как транспортного эксперта.
Почему нельзя было просто перенести церемонию открытия на те самые две недели, Бурцев не уточнил. Жители, занявшие очередь с восьми утра, чтобы первыми увидеть новые станции, разошлись по домам ни с чем. «Пассажиравтотранс», запустивший из Колпино к станции «Шушары» дополнительные автобусы, был вынужден развернуть их прямо по маршруту — везти пассажиров оказалось попросту некуда.
Коллеги-журналисты из телеграм-канала «Ротонда» откопали в архивах газетную заметку, из которой следует, что аналогичным образом в 1999 году поступал тогдашний губернатор Владимир Яковлев, «открывая» станцию «Старая деревня».
Единственное отличие в том, что в те времена еще оставались газеты, которые могли позволить себе открыто пошутить над подобными ситуациями.
