Из первых уст: проводник поезда о стереотипах, конфликтах и реальной жизни в вагоне

Меня зовут Ярослав, мне чуть за тридцать, и я работаю проводником в поездах дальнего следования. С детства я мечтал о железной дороге, но из-за здоровья не смог стать машинистом, поэтому выбрал путь проводника. Мне часто задают вопросы о самых распространенных стереотипах про нашу работу и жизнь в поездах. Давайте разберем самые острые из них.

Герой публикации предпочел сохранить анонимность. На фото – другой проводник. Источник: пресс-служба РЖД

1. Правда ли, что самые сложные пассажиры — это мамы с детьми?

Если бы вы спросили меня лет пять назад, я бы, не задумываясь, ответил «да». Тогда часто встречались ситуации, когда некоторые матери вели себя так, будто весь вагон должен подстраиваться под их удобство. Требовали держать туалет открытым вне санитарных зон, выключать кондиционер, несмотря на духоту, и так далее.

Но в последнее время я замечаю перемены. Возможно, родители стали более осознанными, или публичные обсуждения подобного поведения дают свой эффект. Сейчас я вижу много заботливых и вежливых мам, которые сами извиняются, если ребенок шумит. Стало проще и спокойнее: меньше криков на детей, которые бегают по вагону. Ребята часто заходят ко мне поболтать.

Хотите историю про настоящую «яжмать»? Мы ехали в Адлер в дополнительном плацкартном поезде. Стояла жара за +35, а в вагоне я поддерживал +22 с помощью кондиционера, который еле справлялся. Одна из пассажирок потребовала его отключить. Я объяснил, что не могу подвергать риску 52 человека. Она пошла жаловаться к начальнику поезда, но он поддержал меня. Тогда она объединилась с другими матерями и написала на меня жалобу в РЖД. По правилам, даже если проводник не виноват, жалоба часто лишает его премии. Но в тот раз мне удалось доказать свою правоту.

2. Бывают ли у проводников романы в поездах?

Многие думают, что мы постоянно завязываем отношения в рейсах, но на деле на это просто нет времени. График плотный: работа, короткий сон, снова работа.

Однако один такой случай в моей жизни был. Я работал на длинном маршруте с юга за Урал. В вагоне ехала девушка с мамой. Мы разговорились, она мне понравилась, и я попросил у нее номер телефона. Позже мы начали встречаться и в итоге поженились. Правда, теперь она уговаривает меня найти работу без долгих командировок.

3. Правда ли, что проводники подолгу не моются?

Это миф. Даже если в вагоне нет душа, всегда можно набрать горячей воды из титана и помыться в туалете — во всех вагонах, даже новых, есть сливное отверстие в полу. А в некоторых старых вагонах даже предусмотрены стационарные души, правда, без горячей воды. Но летом вода в баках на крыше нагревается так, что можно с комфортом освежиться.

4. Как часто возникают конфликты из-за верхних полок?

Частота зависит от маршрута. На южных направлениях, где люди едут отдыхать и любой ценой стремятся к морю, такие ситуации случаются. Особенно если билеты куплены не на те места, которые хотелось бы.

Я всегда придерживаюсь правила: место должно соответствовать билету. Так требуют правила РЖД, да и разница в цене сейчас существенная.

Однажды в первом купе плацкарта ехали четыре человека, и у всех были дети. Они заняли даже верхние полки с малышами. Тогда те, кто был наверху, предложили тем, кто внизу, устроить дежурство: меняться местами по очереди. Нижние, вполне справедливо, возмутились. Начался шум, крики, но в итоге кто-то из середины вагона уступил свое место, и конфликт исчерпался.

В таких случаях я всегда советую пассажирам: в следующий раз покупайте билеты именно на те места, где вам комфортно.

5. Из-за чего еще ссорятся пассажиры?

Чаще всего — из-за алкоголя. Выпившие люди могут найти повод для конфликта на пустом месте. Я строго пресекаю распитие спиртного в вагоне. Если вижу, что только начинают, сразу предупреждаю: на ближайшей станции прибудет наряд и высадит нарушителей.

6. Приходилось ли кого-то высаживать из поезда?

Да, и не раз. В основном это были пьяные пассажиры, которые теряли контроль над собой: буянили, мешали окружающим, а иногда и угрожали. Однажды ехал совсем неадекватный мужчина с ножом. Хвастался, что он бывший заключенный и ему все равно. Мы оперативно среагировали. Он минут десять размахивал ножом, но на следующей станции его сняли. В тот момент было действительно страшно.

7. Существует ли план по продаже чая и кофе?

К сожалению, да. План есть, его размер зависит от типа вагона и маршрута, но он до сих пор сохраняется. Правда, сейчас он не такой жесткий, как лет пять-десять назад. Зачем это нужно — мне непонятно. По сути, это просто дополнительное давление на проводников. Многие, чтобы выполнить норму, вынуждены докупать продукцию за свой счет.