Помню, как лет пять назад я ехал в этом составе и с трудом мог представить, что когда-нибудь здесь появятся современные биотуалеты вместо дыр в полу с видом на рельсы, а кондиционеры заменят распахнутые настежь окна. Тогда это казалось несбыточной мечтой. Но, как оказалось, время перемен настало.
Упадок и возрождение
Родные места у меня в псковской глубинке. Место замечательное, но дорога от Москвы или Петербурга занимает на машине около семи часов, что довольно утомительно. Поэтому часто выбираю поезда.
Из столицы мне подходит состав 661/662 Москва – Великие Луки, он же 663/664 Москва – Псков. «Он же» — потому что дважды в неделю маршрут продлевается. Долгое время этот поезд был синонимом дискомфорта.
Хотя, если вспомнить, не всегда было так. Где-то лет 10-15 назад, когда мы не были избалованы комфортом, это был вполне приличный состав. Его обслуживала бригада из Великих Лук — ответственные и заботливые проводники. В вагонах царила чистота: ковровые дорожки, занавески с гербом города, вежливое обращение с пассажирами.
Даже чайники с кипяченой водой были в наличии. К поезду цепляли беспересадочные вагоны до Себежа — городка на границе с Латвией.
Но затем грянула реформа РЖД, и всё пошло под откос. Великолукских проводников уволили, состав передали непонятно кому. Часто попадались сотрудники, которые плохо ориентировались в маршруте и станциях.
Однако позже ситуация начала меняться. Поезд приписали к Пскову, и постепенно он стал преображаться — и технически, и в плане обслуживания.
Медленный, но комфортный путь
Сразу оговорюсь: этот поезд по определению не самый быстрый. Номер 600-й серии указывает на то, что это пассажирский, а не скорый состав. Он движется неспешно, останавливаясь на многих станциях, а где-то и подолгу стоит из-за однопутки, пропуская встречные поезда. Крепко поспать здесь бывает непросто, особенно в старом, душном и шумном вагоне.
В мае с этим поездом произошла история, связанная с моим блогом. Ехала моя жена в купе на верхней полке. В какой-то момент в вагоне стало нечем дышать. Проводница отреагировала странно, заявив, что если включить вентиляцию, то весь вагон простудится.
Когда жена рассказала мне об этом, я опубликовал в блоге подробную инструкцию: что говорить проводнику, чтобы не задыхаться в пути. В тексте упомянул поездку супруги — без даты и номера вагона. Спустя несколько часов мне позвонил начальник вагонного участка из Пскова Игорь Сергеевич Дебуш и предложил вернуть деньги за билет. Я отказался, но пообещал, что если поеду снова и всё будет хорошо, то обязательно напишу об этом. Сейчас выполняю своё обещание.
С тех пор я проехал в этом составе уже дважды. Оба раза мне доставались места в купейных вагонах модели 61-4179. Для справки: такие вагоны выпускал Тверской вагоностроительный завод с 1998 по 2008 год. Их нельзя назвать новейшими, но они вполне комфортны. Здесь есть кондиционеры, биотуалеты и даже розетки. Кстати, аналогичные вагоны используются в частном фирменном поезде «Мегаполис» Москва – Петербург (я как-то писал о том, как этот состав выручает, когда между столицами нет билетов).
Так вот, обе мои поездки прошли безупречно. Вентиляция работала исправно, дышалось легко, розетки функционировали, проводники (один раз студентка, в другой — опытный сотрудник) были внимательны и вежливы: разносили чай, будили за полчаса до прибытия, не требовали сдавать бельё (обычно по таким мелочам и оцениваешь сервис).
Я обратил внимание, что вся купейная часть состава теперь в хорошем состоянии. Даже старые немецкие вагоны, прозванные «шоколадными», существенно обновили.
Беседа с руководителем
Во время последней поездки я разговорился с начальником состава. Он рассказал, как обучает молодых проводников, в том числе студентов. Несколько раз за рейс он лично обходит вагоны, проверяет температуру. Объясняет подчинённым, что датчик показывает температуру в коридоре, а в закрытом купе, где находятся четыре человека, гораздо жарче и душнее. Поэтому он требует от проводников регулярно проветривать помещения. Я спросил его, что делать, если проводник ведёт себя неадекватно, как в случае с моей женой.
«Даже не спорьте с ним — сразу зовите начальника поезда», — ответил он, намекнув, что у руководителя выше квалификация и он всегда разберётся в ситуации.
***
Конечно, плацкартные вагоны в этом составе пока ещё не так хороши, как купейные. Там много старых моделей. Но и там уже появляются вагоны с кондиционерами и биотуалетами. В последний раз я видел, что два из восьми плацкартов — новые, производства ТВЗ последних лет, то есть оснащены всеми современными удобствами.
А вот сидячие вагоны всё ещё оставляют желать лучшего — там вместо кондиционеров открывающиеся окна, а туалеты по-прежнему с видом на шпалы. Правда, и билеты туда стоят совсем недорого.
Кстати, может показаться, что улучшения заметил только я, но это не так. Зашёл на туту.ру, где пассажиры оставляют отзывы о поездах, и посмотрел, что пишут об этом составе.
Для меня позитивные изменения именно в этом поезде — очень важный сигнал. Не потому что я им иногда пользуюсь, а потому что это не какой-нибудь «фирменный» состав, а обычный пассажирский поезд, который связывает Москву с отдалённой провинцией. Надеюсь, через год-другой хвалить его можно будет уже без всяких оговорок.
