Хочу поделиться историей, которая произошла со мной прошлой весной. Я отправился из Москвы в Санкт-Петербург на дополнительном поезде с Рижского вокзала. Путь предстоял долгий — 16 часов в купейном вагоне. Как выяснилось позже, я оказался единственным пассажиром в этом вагоне, который не был гражданином Китая.
Первые странности я заметил еще на этапе покупки билета. Зайдя на сайт РЖД, я увидел, что на нужное мне направление в продаже появился целый вагон. Когда я начал выбирать место, свободными были все 36 мест. Пока я оформлял заказ, количество доступных мест стремительно сокращалось: сначала их стало 20, через десять минут — 10, а вскоре не осталось ни одного. Весь вагон был раскуплен за полчаса. Сначала я подумал, что это ажиотажный спрос, и мне просто повезло успеть. Но позже до меня дошло: скорее всего, места выкупали турфирмы, оформляя групповую поездку для туристов.
Я подошел к вагону минут за десять до отправления, но на перроне никого не было — ни пассажиров, ни проводника. Немного насторожившись, я зашел внутрь (на Рижском вокзале низкая платформа). Проводница встретила меня вопросом: «Вы в курсе, что в этом вагоне вы единственный русский?»
«Значит, остальные — китайцы?» — догадался я.
«Именно так», — подтвердила она.
«Что ж, будет интересный опыт», — ответил я.
Мои соседи по купе
Китайцы в целом оказались довольно шумными — они разговаривают заметно громче, чем привыкли россияне. Однако в моем купе ехала очень приятная семья: пожилые родители и их дочь. Девушка немного говорила по-английски, и из беседы с ней я узнал, что в Москве они провели всего два дня, успели посмотреть Кремль, Красную площадь, Коломенское и некоторые другие достопримечательности. Теперь же с нетерпением ждали знакомства с Петербургом.
Я, как мог, объяснил им, что турфирма, по всей видимости, сэкономила и отправила их по более длинному маршруту. Поезда с Рижского вокзала следуют через Ржев, Великие Луки и Дно, что почти вдвое увеличивает время пути по сравнению с прямыми рейсами.
Мои соседи успокоились довольно быстро, да и вообще в вагоне стало тихо примерно через час после отправления. Внезапно в дверь купе постучался начальник поезда. К тому моменту я уже успел постелить постель и уговорить проводника вызвать механика, чтобы починить вентиляцию.
Начальник поезда, видимо, решив, что мне некомфортно, предложила перевести меня в другой вагон, где есть купе «с русскими». По ее словам, они стараются так объединять людей. Но мне было лень перебираться, к тому же я уже нашел общий язык со своими китайскими соседями. Да и не хотелось снова бороться за рабочую вентиляцию в новом купе.
Ночные особенности и утренняя суета
Когда за окном окончательно сменились городские пейзажи на темноту, я опустил шторку в купе — опыт подсказывал, что иначе в четыре утра меня разбудит солнце. Я-то это предусмотрел, но другие пассажиры, видимо, не знали о таком лайфхаке. Поэтому шум в коридоре начался как раз около четырех утра.
Я осторожно выглянул. Проход был буквально опутан удлинителями и проводами от гаджетов. По моим наблюдениям, на одного китайского туриста приходилось по 2–3 устройства, и все они срочно нуждались в зарядке. Розеток же было катастрофически мало — мы ехали в старом вагоне немецкого производства завода Аммендорф со стенками «шоколадного» цвета.
Помимо гаджетов, у каждого китайца было при себе по 2–3 термокружки или стакана-непроливайки, из которых они постоянно пили. Мои соседи за ночь несколько раз ходили к титану, чтобы пополнить запасы воды. Проводница даже жаловалась, что титан не успевает ее нагревать. Естественно, при таком потреблении жидкости образовывались очереди в туалет. Проводнице пришлось приложить немало усилий, чтобы объяснить туристам, что туалет не биологический и на станциях (а их на этом маршруте немало) его закрывают.
Приятные впечатления и подарок на память
Мои соседи мне очень понравились. Одна из женщин — старшая — иногда начинала храпеть, но муж и дочь тут же ее будили, и храп прекращался. А на прощание они подарили мне китайские вафельные трубочки в жестяной банке. В них, правда, было столько консервантов, что даже спустя год (я о них забыл) они ничуть не изменились ни по вкусу, ни по цвету. Но это не главное — главное было внимание и добрая память.
Недавно я наткнулся в социальных сетях на возмущенный пост одного из пользователей — мол, путешествие с китайцами это сущая мука, и для них нужно вводить отдельные туристические поезда. Мой личный опыт говорит об обратном. Это было яркое, живое и в целом очень позитивное приключение, которое запомнилось скорее теплыми моментами, чем неудобствами.
