РЖД: Ретро-поезд в Карелии – это наш ребенок, это проект для души

Этим летом в России появился еще один регулярный ретро-поезд. В РЖД его называют первым, но это не совсем так, и чуть ниже я объясню почему. Запуск паровоза лично курировал замглавы РЖД Дмитрий Пегов, поэтому внимание к нему повышенное. В компании новый поезд называют «ребенком» и говорят, что это проект «для души».

Ретро-поезда

Во всех мировых железнодорожных державах ретро-поезда – дело привычное. В какой-нибудь Германии или Франции есть множество туристических и не очень маршрутов, состоящих из исторических вагонов, и ходящих под паровозами.

В России, к сожалению, до недавнего времени ничего подобного не было. Отправиться в путешествие на паровозе можно было, только по турпутевке.

Первый регулярный поезд на паровозной тяге был запущен в прошлом году в Тверской области. Раз в неделю по субботам пригородный поезд Бологое – Великие Луки на части маршрута от Бологое до Осташкова начал ходить под паровозом. Его обслуживает Московско-Тверская пригородная пассажирская компания. Поездка длится около трех часов и предполагает получасовую остановку с экскурсией на станции Куженкино, где можно осмотреть дореволюционный железнодорожный вокзал. Там однако ехать пассажирам приходится в обычных межобластных сидячих вагонах, выкрашенных в зеленый советский цвет.

Паровоз с ретро-поездом на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Второй поезд пошел этим летом в Карелии. Его запустили от станции Сортавала до горного парка Рускеала.

Рускеала – это место, где, начиная с XVIII века, добывали мрамор. В частности, его использовали при строительстве Исаакиевского собора в Петербурге. Завод худо-бедно функционировал до 1990-х, а потом закрылся и пришел в запустение.

Территорию выкупил местный предприниматель Александр Артемьев, который разбил на этом месте парк, разведал подземные маршруты, запустил экскурсии, обустроил инфраструктуру.

Владелец парка Александр Артемьев. Фото: Кирилл Балберов

В километре от парка существует действующая железнодорожная ветка, а к самому парку была проложена еще дореволюционная служебная «железка». По словам Артемьева, он четыре года «возил в РЖД бизнес-планы», а когда его услышали, то проект реализовали всего за семь месяцев.

«Сперва мы начинали с РЖД-Тур. Мы сделали из Петербурга поезд на паровозной тяге. Но, к сожалению, цена билета была высокая. Туда-обратно поездка стоила 7000 рублей. И за полтора года проект себя исчерпал. Я начал дальше ездить уже не в РЖД-тур, а напрямую в РЖД, показывал бизнес-планы. И вот меня услышал господин Пегов. Он приехал сам инкогнито, все посмотрел, оценил, потом прислал комиссию РЖД, все посчитали и вот проект заработал мгновенно», – рассказал Артемьев.

Именно в окружении Пегова говорят, что этот проект для РЖД особый. К нему относятся, «как к ребенку», потому что раньше ничего подобного не было. И это – «для души».

Дмитрий Пегов. Фото: Кирилл Балберов

Обслуживает поезд РЖД напрямую через дирекцию организации скоростного сообщения.

Вторая жизнь Николаевского экспресса

Ретро-поезд составлен из паровоза и вагонов производства завода «Аммендорф» в ГДР, которые ранее ходили на линии Москва – Петербург в составе скорого поезда №5/6 «Николаевский экспресс». Мне это подтвердил Дмитрий Пегов.

«Мы вагоны “Николаевского экспресса” подали на завод, немного модернизировали проект, надо было продлевать их срок службы, там пришлось учесть некоторые требования безопасности», – пояснил он.

Николаевский экспресс снаружи.
Николаевский экспресс снаружи.
Николаевский экспресс снаружи.
Николаевский экспресс снаружи.
Николаевский экспресс снаружи.
Николаевский экспресс снаружи.
Николаевский экспресс снаружи.

Пегов также рассказал, что для запуска движения пришлось многое создать с нуля.

«Путь, который сейчас в парк проходит, раньше использовался именно к мраморному карьеру. Была проделана работа по переводу из пути необщего пользования в путь общего пользования. По сути, мы в лесу организовали посадочную платформу. Но это только первый этап. Дальше мы планируем удлинить путь, сделать оборотный круг и обустроить старый мраморный вокзал, который там есть. Он будет ближе ко входу в парк», – рассказал Пегов.

«Кроме того нам пришлось восстановить всю паровозную инфраструктуру. Это водозаправочные колонки, место погрузки и выгрузки угля, место в депо для обслуживания паровозов. Надо было научить локомотивную и поездную бригаду. И получился поезд с элементами сказки», – сообщил топ-менеджер РЖД.

Как организовано движение

Поезд «Рускеальский экспресс» ходит ежедневно по маршруту Сортавала – Горный парк Рускеала и обратно. Время в пути составляет один час. В зависимости от дня недели в составе поезда курсирует от трех до пяти вагонов, в будущем их количество будет увеличено до шести.

Вагон состава «Рускеальский экспресс»
Вагон состава «Рускеальский экспресс»
Вагон состава «Рускеальский экспресс»
Вагон состава «Рускеальский экспресс»
Вагон состава «Рускеальский экспресс»
Вагон состава «Рускеальский экспресс»
Вагон состава «Рускеальский экспресс»
Вагон состава «Рускеальский экспресс»
Вагон состава «Рускеальский экспресс»
Вагон состава «Рускеальский экспресс»
Вагон состава «Рускеальский экспресс»
Вагон состава «Рускеальский экспресс»
Вагон состава «Рускеальский экспресс»
Вагон состава «Рускеальский экспресс»

Поезда согласованы с «Ласточкой» из Петербурга. То есть прибывшие утром в Сортавалу туристы из северной столицы могут пересесть на «Рускеальский экспресс» и продолжить путешествие в парк, а вечером также вернуться домой. До конца лета дополнительный рейс «Рускеальского экспресс» по субботам согласован с вагонами беспересадочного сообщения из Москвы.

Пассажиры внутри «экспресса» размещаются в купе по шесть человек. Нечетные места – у окошка. Стоимость проезда – около 300 рублей. Билеты продаются на сайте РЖД и в кассах, но из-за высокого спроса (в первую очередь на выходные дни) их стоит покупать сильно заранее.

Интерьер вагонов выполнен в шоколадно-зеленых тонах. На столиках с изображением дореволюционной карты железных дорог Карелии стоят зеленые лампы. В вагонах есть титан, так что можно попить чаю. Отдельно прицеплен вагон-ресторан. В него можно прийти перекусить из другого вагона, а можно сразу купить туда билет, в стоимость которого будет входить питание.

Проводница поезда «Рускеальский экспресс».
Проводница поезда «Рускеальский экспресс».
Проводница поезда «Рускеальский экспресс».
Проводница поезда «Рускеальский экспресс».
Проводница поезда «Рускеальский экспресс».
Проводница поезда «Рускеальский экспресс».
Проводница поезда «Рускеальский экспресс».
Проводница поезда «Рускеальский экспресс».

«Рускеальский экспресс» прибывает в парк на временную деревянную платформу под песню «Карелия» в исполнении Лидии Клемент. От платформы до основных объектов парка – около 10 минут прогулочным шагом.

Маршрут обслуживают два паровоза. Их курсирование устроено так. Сперва один паровоз тянет состав из Сортавалы в Рускеалу. Второй идет следом, но «трубой вперед», то есть задом наперед. Цепляет состав и увозит вечером в Сортавалу. Следом первый паровоз возвращается следом. В будущем, когда в парке появится поворотный круг, способных разворачивать паровозы, такой сложной схемы не понадобится.

В день моей поездки это были грузовые паровозы ЭУ−683-32 1928 года постройки и Л-2198 1953 года постройки. На запасных путях я заметил еще Эр-774-38 1955 года, но он в тот день не возил вагоны.

Паровозы «Рускеальского экспресса».
Паровозы «Рускеальского экспресса».
Паровозы «Рускеальского экспресса».
Паровозы «Рускеальского экспресса».
Паровозы «Рускеальского экспресса».
Паровозы «Рускеальского экспресса».
Паровозы «Рускеальского экспресса».
Паровозы «Рускеальского экспресса».
Паровозы «Рускеальского экспресса».
Паровозы «Рускеальского экспресса».
Паровозы «Рускеальского экспресса».

«Это лишь стилизация»

«Что касается исторического сходства вагонов и костюмов проводников, надо понимать, что это реплики», – объяснил мне Александр Сыромятников, управляющий общества «Дети вокзала», изучающий историю железнодорожного транспорта.

«Синий цвет – традиционный для вагонов первого класса, не только в России, но и во всем мире. Однако вагоны были немного другого оттенка и без желтой полосы. Интерьеры вагона и костюмы проводников – это всего лишь стилизация под ту эпоху, нельзя говорить, что это прям копия. Я так понимаю, что РЖД хотели сделать проект в сжатые сроки и в общем-то получилось неплохо», – пояснил Александр.

В завершении хочу сказать несколько слов о парке. Он действительно стоит того посещения, причем ехать можно смело на весь день. Здесь довольно много места для прогулок, есть возможность посетить две экскурсии – по парку и подземную, поплавать на лодочке по карьеру, и спуститься через парк на троллее и поесть национальной карельской еды.

Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.
Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.
Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.
Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.
Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.
Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.
Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.
Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.
Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.

Пока парк еще достраивается, но и то, что уже есть сейчас, мне понравилось, как организовано. С умом. Наверное, потому что частный.