Почему на региональных самолетах, включая SSJ-100, нет системы аварийного сброса топлива

Многие сейчас задаются этим вопросом, и в социальных сетях можно увидеть немало эмоциональных постов и комментариев, где люди искренне недоумевают и даже обвиняют конструкторов в просчете. Однако, хочу сразу внести ясность: отсутствие такой системы — вовсе не уникальная особенность «Суперджета» и не его недостаток.

На самом деле, возможность слива горючего в полете отсутствует у целого класса воздушных судов. Ее нет ни у Boeing 737 (включая самые современные версии NG и Max), ни у Airbus A320, ни у самолетов Embraer, Bombardier или Dassault. Это общемировая практика для всех ближнемагистральных и региональных лайнеров, выпускаемых сегодня.

Системы аварийного сброса топлива — прерогатива больших, широкофюзеляжных самолетов, таких как Boeing 747, 767, 777, 787 Dreamliner или Airbus A330, A340, A350, A380. Вот как это выглядит в действии.

Аварийный слив топлива на Boeing 767 - фото Airlibes.net

Зачем вообще нужен сброс топлива и почему его нет на «узкофюзеляжниках»?

Основная цель этой процедуры — быстро уменьшить взлетную массу самолета перед вынужденной посадкой, чтобы снизить нагрузку на шасси и конструкцию планера. Риск пожара, конечно, тоже снижается, но это скорее следствие. Важно понимать: даже после аварийного слива в баках остается достаточно горючего, чтобы вызвать серьезный пожар.

Теперь представьте, что было бы, если бы «Суперджет», взлетевший из Москвы, начал сбрасывать десятки тонн керосина на малой высоте над густонаселенным Подмосковьем. Топливо просто не успело бы распылиться и выпало бы на землю горючим дождем, нанеся колоссальный экологический ущерб и создав реальную угрозу пожаров. Современные авиационные правила большинства стран строго запрещают сброс топлива на малых высотах, особенно над населенными пунктами.

Сброс топлива самолетом Airbus A340 - фото airlines.net.

Что делают самолеты без системы слива?

Стандартной и безопасной альтернативой является выработка лишнего топлива в воздухе. Самолет уходит в специально выделенную зону ожидания и наматывает круги, пока его масса не снизится до безопасной посадочной. Именно так и поступают экипажи региональных лайнеров по всему миру.

Вот как выглядит такой маневр на карте полета:

Почему большим самолетам это можно?

Все дело в масштабах. Рейсы «узкофюзеляжников» обычно короче, и топлива на борту меньше. Его выработка занимает сравнительно немного времени. Более того, конструкция современных Boeing 737, Airbus A320 и SSJ-100 изначально рассчитана на возможность посадки с полными баками, и пилотов специально тренируют этому на тренажерах.

Тренажер SSJ-100 в учебном центре Аэрофлота (г. Москва)

У тяжелых дальнемагистральных лайнеров запас топлива огромен. Его выработка могла бы занять многие часы, что неприемлемо, например, при необходимости срочной медицинской эвакуации. Поэтому им разрешен сброс, но строго на большой высоте, где керосин полностью рассеивается в атмосфере. Если же экстренная посадка требуется сразу после взлета, и большой самолет вынужден сбрасывать топливо, он может сделать это только в специально отведенном, безлюдном районе.

Так выглядит сброс топлива Boeing-747 с земли - фото NASA.

Таким образом, отсутствие системы аварийного слива на «Суперджете» — это не упущение, а продуманное инженерное и эксплуатационное решение, соответствующее общемировым стандартам безопасности и экологии для самолетов этого класса.