Аэропорт Луклы: посадка на краю пропасти

Среди всех аэропортов мира, которые принято считать опасными, есть один, который стоит особняком и заслуживает отдельного упоминания — это аэропорт имени Тенцинга и Хиллари. Раньше он был известен просто как аэропорт Луклы, но позже его переименовали в честь легендарных первовосходителей на Эверест, что как нельзя лучше отражает его суровый характер.

Ворота в царство Эвереста

Расположен этот уникальный аэропорт в сердце непальских Гималаев. Он служит главными воздушными воротами в регион Солу-Кхумбу — отправной точкой для множества треккинговых маршрутов, самый знаменитый из которых ведет к подножию высочайшей горы планеты.

Если вы хотите сэкономить целую неделю пути и добраться из Катманду всего за полчаса, вам прямая дорога на борт самолета в Луклу. Однако многие пассажиры испытывают настоящий страх перед этим полетом, и, надо сказать, их опасения имеют под собой веские основания.

Испытание для пилотов: уклон, пропасть и мини-полоса

Взлетно-посадочная полоса здесь — настоящее инженерное и природное чудо, зажатое меж горных склонов. Ее длина составляет всего 520 метров, что само по себе является серьезным вызовом. Но главная опасность таится в ее «ограничителях»: с одной стороны полосу упирается в крутую гору, а с другой — она обрывается в головокружительную пропасть глубиной около 700 метров.

Ситуацию усугубляет значительный уклон полосы — целых 12%. При посадке самолет словно взбирается в гору, что помогает ему эффективнее тормозить. Но вот момент взлета — это уже совсем другие ощущения. Когда лайнер начинает разгоняться вниз по склону, у пассажиров невольно сжимается сердце: кажется, что еще секунда — и он сорвется в бездну.

Мастерство и интуиция: только ручное управление

Посадка в Лукле — это всегда работа «на глазок», полностью ручное управление. Сюда допускаются только самые опытные и хорошо подготовленные пилоты. Интересно, что некоторые из них даже говорят по-русски. Откуда у них такие знания? Возможно, это результат дружбы с российскими коллегами или обучения в наших летных школах — точного ответа я так и не нашла.

Из-за экстремальных условий и короткой полосы в Луклу летают только небольшие, легкие самолеты. Именно таким машинам достаточно этих пятисот метров, чтобы и взлететь, и благополучно приземлиться. Любопытно, что еще в начале 2000-х годов полоса здесь была обычной грунтовой дорогой, и лишь в 2001 году она получила твердое покрытие. С тех пор пассажиропоток только растет, но погода в Гималаях остается такой же непредсказуемой, как и века назад.

Цена ошибки: суровая статистика

На высоте 2800 метров, где расположен аэропорт, ветер, дождь, тучи и густой туман представляют собой смертельную опасность для небольших самолетов. Бывает, что из-за непогоды рейсы в Луклу отменяются на несколько дней подряд. Мне самой довелось провести в ожидании вылета в Катманду целых четыре дня.

К сожалению, не обходится здесь и без трагических происшествий. Аварии с самолетами и вертолетами случаются. Совсем недавно, в апреле 2019 года, произошел инцидент, когда самолет на земле столкнулся с двумя вертолетами. К счастью, в тот момент пассажиров на борту не было.

Но у входа в аэропорт стоит небольшая ступа — буддийский памятник, на котором высечено множество имен. Это пассажиры рейса, разбившегося по пути в поселок в 2008 году. Выжить тогда удалось только командиру экипажа.

А вы рискнули бы отправиться в Луклу на таком самолетике? Или, может, такие экстремальные путешествия — не для вас?