Встреча с последним шаманом: как живёт хранитель древних традиций в современной Якутии

Недавно мне довелось отправиться в экспедицию от журнала National Geographic Russia, где я работаю. Мы приземлились в пасмурном и дождливом Якутске, покинули городскую суету и углубились в лесные просторы. Долго петляли по размытым грунтовым дорогам, а где-то вдалеке, сквозь деревья, виднелись зарева лесных пожаров, но воздух здесь оставался удивительно чистым и свежим.

Недалеко от села, где обитает шаман, мы сделали остановку. «Здесь похоронен Дружок, наша собака – помесь волка и овчарки», – пояснил нам сын шамана, который вёз нас на своём автомобиле к отцу.

В селении, куда мы с фотографом Иваном Дементиевским наконец добрались, не было и намёка на туристическую показуху – шаман (он попросил не называть его настоящего имени, а обращаться Михалыч) не работает на публику. За длинным деревенским забором повседневная жизнь переплетается с сакральным: аккуратно сложены поленницы дров, стоит грубоватый турник из брёвен, а вдалеке, за загоном, мычат коровы – у шамана их целых сорок голов. Рядом же возвышается ритуальный столб сэргэ, а над калиткой нависает деревянное, слегка потрескавшееся от времени, изображение тотемного медведя.

Тотемный медведь.

Поодаль виднеется балаган – своего рода рабочий кабинет Михалыча, который он построил собственными руками три десятилетия назад.

Здесь Михалыч принимает посетителей.

Время шаманов

«Девяностые годы были тяжёлым, неспокойным временем. Тогда в шаманах была настоящая нужда. Ко мне выстраивались целые очереди из машин. Много людей, например, страдало от пьянства – я лечил, и у меня получалось. Сейчас шаманизм, конечно, угасает. Жизнь стала стабильнее, насущных проблем у людей меньше», – делится своими наблюдениями Михалыч.

Перед началом камлания мы сидим с ним в его избе. Внутри соседствуют эпохи: на стене висит современный телевизор с плоским экраном, а рядом – шкуры двух медведей и бесчисленные медали с грамотами за беговые соревнования. Среди них – награды с чемпионата России по суточному бегу и 110-километрового забега «Майа-Хайахсыт». Оказывается, шаман много лет серьёзно увлекается спортом.

Настоящее и фальшивое

«Подлинных шаманов сейчас почти не осталось. Я, возможно, да ещё один человек. А фальшивых – много, и они, к сожалению, бросают тень на тех, кто ещё продолжает наше дело по-настоящему. Вот один такой идёт сейчас в Москву пешком, про него в интернете ролики снимают. Кто он такой? Такого шамана в Якутии нет и не было», – с грустью констатирует Михалыч.

В шаманском балагане. Снял Ваня Дементиевский.

Где-то высоко в небе пролетают самолёты, в мире создают новые процессоры и лекарства, а мы становимся свидетелями древнейшего ритуала – камлания. Михалыч совершает то, что на протяжении тысячелетий делали избранные якуты: входит в контакт с духами, служит мостом между мирами.

Zorkinadventures. Мужские истории. Рассказы о вещах, удивительных местах, событиях и героях. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации!Присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.