Недавно мне довелось отправиться в экспедицию для журнала National Geographic Russia, где я работаю. Мы прибыли в Якутск, встреченный дождливой погодой, покинули городскую суету и углубились в лесные просторы. Долго петляли по размытой грунтовой дороге, а где-то вдалеке, сквозь деревья, виднелись зарева лесных пожаров, но воздух, несмотря на это, оставался удивительно чистым и свежим.
Мы приближались к селу, где живет шаман. По дороге сын нашего будущего собеседника, который вез нас к отцу на машине, показал нам место: «Здесь похоронен Дружок, наша собака – помесь волка и овчарки», – поделился он.
Село, куда мы с фотографом Ваней Дементиевским наконец добрались, оказалось лишено всякой показной туристичности. Шаман, попросивший называть его просто Михалычем, не работает на публику. За длинным деревенским забором обычная жизнь переплетается с сакральным: аккуратно сложенные поленницы дров, турник из крепкого бревна, в загоне мычат коровы – у хозяина их целых сорок голов. А рядом, как напоминание о другом мире, стоит ритуальный столб сэргэ и старый, потрескавшийся от времени деревянный тотем медведя над калиткой.
Тотемный медведь.
В глубине участка виднелся балаган – рабочий кабинет Михалыча, который он построил собственными руками три десятка лет назад.
Здесь Михалыч принимает посетителей.
Время шаманов
«Девяностые годы были тяжелым, неспокойным временем. Тогда в шаманах была настоящая нужда, – вспоминает Михалыч, пока мы сидим в его избе перед камланием. – Ко мне выстраивались целые очереди из машин. Много было людей с проблемами, например, тех, кто злоупотреблял алкоголем – лечил, и часто это получалось. Сейчас же шаманизм, конечно, угасает. Жизнь стала стабильнее, насущных проблем у людей меньше».
В избе царит удивительный сплав эпох: на стене висит современный телевизор с плоским экраном, но рядом – шкуры двух медведей. Особое внимание привлекают многочисленные медали и грамоты за беговые соревнования: «чемпионат России по суточному бегу», 110-километровый забег «Майа-Хайахсыт». Оказывается, шаман много лет серьезно занимается спортом.
О настоящих и фальшивых
«Настоящих шаманов сейчас почти не осталось. Я, возможно, да еще один-два человека. А фальшивых, увы, много, и они бросают тень на тех, кто еще преданно занимается нашим делом, – с грустью отмечает Михалыч. – Вот один такой сейчас идет в Москву пешком, о нем в интернете ролики снимают. Кто он такой? Нет такого шамана в Якутии. Он никто».
В шаманском балагане. Снял Ваня Дементиевский.
И вот, пока где-то высоко в небе летят самолеты, а в мире создают новые технологии и лекарства, мы становимся свидетелями древнейшего ритуала – камлания. Михалыч делает то же, что делали избранные якутские шаманы на протяжении тысячелетий до него: входит в транс и общается с духами, служа мостом между мирами.
Zorkinadventures. Мужские истории. Рассказы о вещах, удивительных местах, событиях и героях. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации!Присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
