Мой личный опыт: лучшие и худшие поезда на маршруте Москва – Санкт-Петербург

Поскольку я регулярно путешествую между двумя столицами, у меня сложились чёткие предпочтения. Одни составы я выбираю с удовольствием, другие же стараюсь всячески избегать. Хочу поделиться своим субъективным, но выстраданным рейтингом. Сначала расскажу о пятёрке фаворитов, а затем — о тех поездах, на которые лучше не садиться.

Лидеры рейтинга

1. «Экспресс»

Безоговорочным лидером моего списка является поезд №3/4 «Экспресс». На это есть несколько веских причин.

Прежде всего, купейные вагоны здесь — это современные модели РИЦ, которые предлагают настоящий комфорт. В каждом купе можно самостоятельно регулировать температуру, есть розетки и все необходимые удобства. Отдельный бонус — душ в каждом вагоне, что для ночного переезда просто бесценно.

Во-вторых, расписание составлено практически идеально. Отправление в 23:30 и прибытие в 8:30 дают полноценные девять часов на сон, чтобы утром быть бодрым и готовым к делам.

И наконец, стоимость билета уже включает в себя горячий и весьма достойный завтрак. Это приятный завершающий штрих к комфортной поездке.

2. «Красная стрела»

Пусть я и отмечал ранее, что легендарная «Красная стрела» (поезда №1/2) несколько потеряла былой лоск, она прочно удерживает второе место в моём сердце.

Да, интерьеры вагонов могут выглядеть потрёпанными временем, но ключевые преимущества остаются: удобное ночное расписание (с 23:55 до 07:55), включённый горячий завтрак, наличие розеток и индивидуальная регулировка климата в купе. Эти факторы по-прежнему делают поездку на «Стреле» предсказуемо комфортной.

3. «Мегаполис»

Частный поезд №19/20 «Мегаполис» заслужил третью позицию благодаря гибкой ценовой политике — в низкий сезон можно уехать в купе меньше чем за 2000 рублей — и отличному уровню сервиса. Здесь сохранилась та самая атмосфера и детали, которые во многих фирменных поездах ФПК уже утрачены: уникальная окраска состава (кроме «Красной стрелы», это большая редкость), уютные занавески на окнах, стильные покрывала и чехлы на подушках, приятная музыка при отправлении и прибытии.

Кроме того, здесь отлично работает Wi-Fi MT_Free, а в стоимость почти всех билетов входит бутылка воды. Всего за 300 рублей можно заказать в вагоне-ресторане вкусные сырники или другие блюда на ужин или завтрак. Индивидуальной регулировки температуры в купе нет, но общий климат-контроль в вагонах работает безупречно, вентиляция справляется на отлично.

Расписание из Москвы в Петербург удобное (00:20 – 09:00), а вот обратный путь (22:29 – 05:57) нравится не всем, хотя лично меня оно вполне устраивает.

4. «Сапсан»

Скоростным «Сапсанам» не хватает души и индивидуальности — все рейсы, составы и даже проводники кажутся на одно лицо. Однако их главный козырь неоспорим: всего за 3,5–4 часа можно преодолеть расстояние между столицами, причём часто по вполне разумной цене. Исключать их из рейтинга было бы несправедливо, хотя лично я всё же отдаю предпочтение ночным поездам.

5. Поезд №27/28

Было бы нечестно не включить в список лучших ни одного нефирменного состава. Из трёх регулярных поездов этого класса лучшим я считаю №27/28. Его купейные вагоны — это те же комфортабельные РИЦы, что и у «Экспресса», а плацкартные вагоны также вполне приличные. В плюс идёт удобное расписание: из Петербурга в Москву (23:36 – 07:19) и обратно (22:28 – 06:40).

На фото справа — как раз вагоны РИЦ поезда №27/28.

***

Разумеется, я не могу охватить в рейтинге все составы на этом направлении. На многих я не ездил уже давно. Симпатию у меня также вызывают двухэтажная «Смена» (25/26), фирменные «Арктика», «Невский экспресс», «Таллин», «Лев Толстой», «Волга»... Хвалят и «Гранд Экспресс», но я на нём не был целую вечность. Среди обычных поездов тоже есть вполне достойные варианты, например, №55/56 или №29/30. Однако чтобы попасть в топ, каждому из них чего-то не хватило. А теперь перейдём к менее приятной части — аутсайдерам.

***

Аутсайдеры: поезда, которых лучше избегать

6. Поезд №5/6, «Двухэтажный»

В целом я хорошо отношусь к двухэтажным составам — в них отличная вентиляция, и ночь проходит спокойно. Однако поезд №5/6 был одним из первых на этом маршруте, собранных из таких вагонов, и именно этот конкретный состав мне не нравится.

Здесь постоянно что-то пищит (как я выяснил, это высоковольтная сеть), а когда в купе едут четыре человека, становится невыносимо душно. Включённый в билет «завтрак» и вовсе выглядит издевательством: бутылка воды и тульский пряник.

И хотя расписание у него неплохое (отправление около 23:00, прибытие около 7 утра), я его недолюбливаю. Если уж ехать на двухэтажном составе, я предпочту «Смену».

7. Поезд №145/146 (Петербург – Челябинск)

У этого поезда вроде бы неплохое расписание (из Петербурга в Москву он идёт как дневной), но я перестал им пользоваться около трёх лет назад из-за постоянных проблем. То вентиляция не работает, то будят за час до прибытия, то навязчиво требуют сдать бельё, то ещё что-нибудь ломается.

Недавно видел его на Курском вокзале: вагоны все разные, но даже в новых были открыты окна, что красноречиво говорит о неработающих кондиционерах.

Перед тем как включить этот поезд в антирейтинг, я заглянул в отзывы на Туту.ру. Картина та же. Общий рейтинг — 7,0 из 10. Среди жалоб — старые вагоны без биотуалетов, где-то жара и духота, где-то, наоборот, холод.

Кстати, челябинский поезд ходит через день, чередуясь с составом №131/132 (Петербург – Ижевск). Раньше он тоже не блистал, но сейчас его хвалят чаще, и на Туту.ру у него рейтинг 8,0.

8. Дополнительные (сезонные) поезда

Все дополнительные поезда между Москвой и Петербургом — это лотерея. Может повезти: новые вагоны и удобное расписание. А может не повезти: вагон-сарай и прибытие в четыре утра или глубоко за полдень. В общем, я их стараюсь избегать и вам советую.

9-10. Поезда №135/136 (Петербург – Махачкала) и №131/132 (Петербург – Владикавказ)

И вот мы добрались до главных «страшилок». Эти поезда ходят по одинаковому расписанию. Из Петербурга в Москву путь занимает 10,5 часов (16:32 – 03:03 — это рекорд!), а из Москвы в Петербург прибытие назначено на 05:01, то есть за 45 минут до открытия метро.

Но расписание — это только полбеды. Здесь царит особый колорит обслуживания от Северо-Кавказского филиала ФПК, особенно он чувствуется в махачкалинском поезде. Сервиса как такового нет вообще. Могут включить свет в четыре утра, начать требовать сдать бельё, чая может не оказаться, проводник может спать или просто отсутствовать. Кондиционер — диковинный зверь, ведь настоящим кавказским людям, видимо, жарко не бывает. Нормы обслуживания существуют лишь на бумаге. Даже в новых вагонах здесь бывает плохо. Странно, почему так? Дагестан — прекрасная республика с отличными людьми!

Что показательно — у махачкалинского поезда рейтинг на Туту.ру всего 6,7. Так что он не только лидер моего антирейтинга, но и всеобщий аутсайдер по мнению других пассажиров.