Вот он, во всей красе, настоящий российский туризм — без прикрас и сюрпризов!
Представьте: 22 часа в потрёпанном автобусе, который бросает по грунтовкам, разбитым грейдерам и размытым лесным тропам. За это время мы преодолели 580 километров от Комсомольска-на-Амуре до бухты Николая на Охотском море. Всё это сопровождалось облаками пыли, проникающей в каждую щель, и бесчисленными комарами, которые, казалось, решили, что мы — их законный ужин.
И всё ради чего? Ради экономии в 220 тысяч рублей! Вместо того чтобы выбрать быструю вертолётную заброску на Шантары, я и мои спутники решили испытать «стандартный» маршрут: автобус плюс катамаран. Дешёво? Да. Сердито? Ещё как!
Но зато это приключение стало тем самым опытом, о котором я буду рассказывать годами. Когда кто-то начнёт жаловаться на долгую дорогу, я просто улыбнусь и вспомню эти 22 часа. Ниже — подробный рассказ об этом эпическом путешествии, подкреплённый фотографиями.
Начало пути: ранний подъём и старый автобус
Всё началось 21 июля в пять утра у гостиницы «Амур» в Комсомольске-на-Амуре.
Нас собралось двенадцать человек, и нашей целью были Шантарские острова — место, куда приходят гренландские киты. Добраться туда можно тремя путями: несколько суток по воде, пара часов на вертолёте или же наш способ — самый «бюджетный», всего за 20 тысяч с человека.
На фото выше — тот самый автобус, который стал нашим домом на ближайшие сутки. Весь багаж, упакованный в прочные полиэтиленовые мешки, водрузили на крышу. В салоне же места хватило только на воду, коробки с едой и личные вещи, которые каждый взял с собой в дорогу.
В Комсомольске стояла невыносимая жара, но едва мы отъехали от города, как духота начала рассеиваться, уступая место сырому, обволакивающему туману. Уже через час в салоне стало по-настоящему прохладно, и многие потянулись за кофтами.
Позади — первые 80 километров и два часа пути. Последний островок цивилизации: кафе с узбекской кухней и жареными пирожками по 25 рублей. Здесь мы сделали короткую остановку, чтобы перекусить и выпить чаю, перед тем как углубиться в тайгу.
Дорога ухудшается: пыль, грязь и тряска
Чем дальше мы забирались в тайгу, тем хуже становилось покрытие. Автобус раскачивало из стороны в сторону, как маятник, а на ухабах подбрасывало так, что казалось, будто мы плывём по бурному морю.
Дорога то тонула в густой пыли, то покрывалась жирной, липкой грязью...
На этой «федеральной трассе» заправок нет. Поэтому топливо возили с собой в канистрах. Заправлялись не по графику, а когда автобус, сдавленно кашлянув, окончательно глох и переставал реагировать на поворот ключа...
Переправа через Амгунь и ложный оптимизм
Примерно на середине пути нас ждала переправа через реку Амгунь. Зимой здесь наводят ледовую переправу, а летом курсирует паром компании «Полиметалл», которая разрабатывает nearby золоторудное месторождение.
— Отлично, уже половина пути позади! — радостно воскликнули наши девушки.
Если бы они только знали, что те восемь часов, что мы провели в дороге, были лишь первой третью пути. И всё, что мы проехали до этого момента, было просто немецким автобаном по сравнению с тем, что ждало нас впереди.
После переправы решили пообедать: нам же обещали, что в стоимость трансфера входит питание и неограниченные перекусы.
Реакцию девушек на предложенный обед я запомню надолго:
— Чтоооо? Доширак? Я такое не ем!
Эх, девушки, девушки... Они ещё не знали, что их брезгливости хватит всего на несколько часов. Скоро они будут смотреть на эту лапшу как на изысканное блюдо, сравнимое с нежнейшими гребешками под сливочным соусом.
Ночь в лесу: холод, комары и страхи
Но до этого момента им предстояло выдержать ещё восемь часов невероятной тряски по лесной дороге.
Когда стемнело, температура упала настолько, что многим пришлось снимать с крыши багаж и переодеваться в тёплые вещи. Организаторы немного дезориентировали нас насчёт времени в пути, обещая «всего» 15 часов до берега. По их расчётам, мы должны были прибыть к закату, но реальность оказалась иной.
Дорога по ночному лесу — это отдельное испытание. Меня волновал только один вопрос: «Выдержит ли наш потрёпанный автобус?». К счастью, выдержал, пронесло!
А вот девушек беспокоили две другие проблемы: медведи и комары.
Комары атаковали все открытые участки тела, особенно когда нужно было отойти в кусты по нужде.
А медведи... Водитель строго-настрого запретил отходить далеко от автобуса из-за потенциальной опасности, поэтому даже уединиться в кустах было проблематично.
Естественно, после этого каждое движение в темноте, каждый шорох казался девушкам приближающимся медведем.
Доширак-тайм в 2:20 ночи
А потом наступил момент истины — доширак-тайм в 2:20 ночи прямо посреди лесной дороги.
И в нём приняли участие абсолютно все, даже те, кто во время обеда с презрением отвергал «эту лапшу». Более того, несколько вегетарианцев, глядя на остальных, даже «улучшили» свой дошик тушёнкой, открыв для себя новый, невероятный вкус запаренной кипятком лапши.
Финальный рывок: с автобуса на Урал
В три часа ночи мы наконец почти добрались. Ну как почти... Почти почти.
Водитель остановил автобус около странно тюнингованного Урала и объявил, что дальше автобус не пройдёт. Оказалось, до берега оставалось всего три километра, но дорога была настолько размыта, что справиться мог только Урал.
Следующий час водители перегружали наш багаж, продукты и прочие припасы с автобуса на Урал.
Шёл уже 21-й час нашего путешествия...
Затем мы загрузились в кузов...
... и через 15 минут вылезли оттуда, с удивлением обнаружив, что наступил рассвет.
Последний этап: катамаран и финиш
Полчаса на разгрузку Урала, затем погрузка на катамаран, который ждал нас на берегу.
Оставалось дождаться прилива, после чего предстояло ещё пять часов пути до нашей базы на мысе Врангеля.
Туда мы прибыли около четырёх дня. В общей сложности дорога от отеля до палаток заняла 35 часов...
Обратный путь: быстрее и веселее
Кстати, обратная дорога оказалась куда быстрее и приятнее. Во-первых, погода была более благоприятной, а дорога, подсохшая после дождей, позволяла ехать быстрее...
... а во-вторых, мы экономили время на всём, даже на подготовке «доширак-тайма». Воду для лапши грели прямо в пути, останавливаясь на короткий перекус всего на 15 минут вместо часа.
А когда мы добрались до того самого узбекского кафе, то завалились туда с невероятной радостью. Это был первый островок цивилизации после недели в диких местах, первый интернет и... те же самые пирожки, которые, судя по виду, одиноко ждали нас все эти семь дней.
---
Если вам понравился этот рассказ, поставьте лайк, поделитесь с друзьями и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие истории с Дальнего Востока и из других моих путешествий.
Следить за моими приключениями в реальном времени можно в сторис Instagram-аккаунта @travelmaniac_ru.
