«У вас красивая страна, но в РЖД мы больше не обратимся»: Чем закончилось путешествие иностранцев по Транссибу

Продолжаем делиться впечатлениями гида Татьяны Сергеевой от сопровождения туристов в путешествии по Транссибу на поезде «Императорская Россия». За двухнедельный тур иностранные гости платят от полумиллиона рублей, однако, по мнению Сергеевой, сервис РЖД совершенно не соответствует такой высокой стоимости.

Из первой части истории вы уже могли узнать о разочаровании туристов из-за постоянно ломающихся душевых кабин, полном отсутствии Wi-Fi в поезде и крайне неприветливом поведении директора тура, которую в коллективе прозвали Сержантом.

ЧП на Кругобайкальской железной дороге

На нашем пути случилось чрезвычайное происшествие. Из-за сильнейшего ночного ливня и ураганного ветра на Кругобайкальской железной дороге произошел обвал камней. Пути оказались полностью заблокированы, движение остановлено. Наш поезд уже восемь часов простаивает на станции Слюдянка.

Сержант устроила мне и моему коллеге Андрею настоящую истерику, словно это мы были виноваты в стихийном бедствии. <…> Теперь к нашему составу планируют прицепить другой поезд, который следовал тем же маршрутом, но выехал раньше. В данный момент мы его ждем — его как раз тянут от того самого заваленного туннеля. Хорошо еще, что обвал случился ДО того, как тот поезд в него зашел, и камни ни на кого не обрушились.

За завтраком мы сообщили туристам эту новость. К нашему удивлению, нас не разорвали на части! Гости просто отправились в бар за коньяком, и бармена пришлось будить значительно раньше положенного времени.

А дождь между тем не утихает, ветер только крепчает. Андрей пришел ко мне с бальзамом для чая, и мы с грустью рассуждали о том, что Транссиб сегодня может окончательно размыть, и мы застрянем у Байкала. Впрочем, это не самый плохой вариант для вынужденной остановки.

По плану мы должны были отправиться из Слюдянки в Иркутск в 8:00, потом время перенесли на 8:30, а после и вовсе перестали что-либо сообщать.

Полная блокада

Последние новости неутешительны: завалены пути и на основном ходу Транссиба. Мы не можем двинуться никуда. Наш поезд заблокирован в Слюдянке. Для разбора завалов уже вызывают солдат. Похоже, сегодня в баре закончится весь алкоголь.

Мечта идиотов сбылась

Так или иначе, с огромным трудом мы добрались до Байкала. В этот день сбылась мечта многих романтиков и чудаков, к коим я себя с гордостью причисляю. С погодой нам невероятно не повезло, просто до безобразия! Леденящий ветер и проливной дождь. В общем, любоваться Байкалом было гораздо приятнее из окна ресторана на берегу... Хотя, если честно, и с самого берега вид был прекрасен. К тому же, по берегу с нами не бродила Сержант, а в ресторане она сидела рядышком.

Мои испанские «бабушки» были счастливы, словно дети! И плевать, что холодно и мокро, главное — они увидели ЕГО, легендарное озеро!

Два дня в заточении с культурной программой

Нас ждут два дня в поезде без возможности выйти. Если вы думаете, что мы будем нежиться, читать книги и созерцать пейзажи за кружкой чая с байкальским ликером, то вы ошибаетесь! Сержант не позволяет туристам просто ехать и спокойно напиваться, глядя на мелькающие за окном березки. Сегодня нас ждет лекция приглашенного историка об истории России. Пожалейте, пожалуйста, меня и Андрея, потому что нам предстоит это все переводить. Забавно, что параллельно туристам будут наливать водку. Видимо, историю России без нее не понять! А после нас ждет концерт баяниста.

«С языческих времен и до сейчас за 45 минут»

Только что прошла лекция по истории России. Сержант потребовала от лектора уложиться в 45 минут. То есть, охватить период от языческих времен до наших дней. Понимаете масштаб? Лектор кое-как справился. Прямо совсем кое-как. Сложилось впечатление, что он считал иностранцев глупыми и нелюбопытными. Нельзя так думать о своей аудитории. Тем более, если ты, вроде как, университетский преподаватель. Например, про эпоху Ивана Грозного он сказал лишь одну фразу: «К власти пришел Иван Грозный, который начал террор по всей стране». Ну, просто охренеть, простите! Мои испанцы округлили глаза от удивления. Эй, дружище, об этой исторической фигуре иностранцы вообще-то наслышаны. К тому же, не забывай, мы же только что проехали Казань, где им уже рассказывали, кто ее завоевал!

Расчет на простаков

Сложилось стойкое ощущение, что вся программа рассчитана на полных простаков: приедут, мол, невежественные иностранцы, и им сойдет любая чепуха. В итоге на нас, гидов, и на бедного историка из Улан-Удэ обрушился шквал вопросов: почему вы это не рассказали, вы что, нас за дураков держите? Ведь все они — образованные и умные люди. Та же ситуация повторилась на следующий день с лекцией о династии Романовых.

Музыкальное испытание

Если лекции мы еще как-то пережили, то настоящим испытанием стал концерт баяниста. Два дня подряд звучало одно и то же — бесконечные «Калинки-малинки», «Катюши» и «Ай, люли». В Хабаровске, гуляя по набережной Амура, мы наткнулись на того же самого баяниста, только уже в составе ансамбля, исполнявшего тот же репертуар. Туристов от этих «калинок» и «катюш» уже просто подташнивало.

Позорная дегустация

Позорище. Только так я могу назвать то, невольными свидетелями чего мы стали сегодня. По программе — концерт баяниста с параллельной дегустацией водки. Перед началом Сержант раздавала указания. Три сорта водки, рюмки менять быстро. Официантка Настя спросила: «А что делать, если в рюмке осталась водка, куда тогда наливать новую?» (Уже неприятно, что рюмок на всех не хватает).

Ответ Сержанта показал все жлобство, то ли ее личное, то ли всей компании РЖД. Она сказала: «Уноси рюмки, остатки сливай в одну чашу, а потом из нее же и разольешь».

Мы с Андреем и Настей остолбенели на месте. И как же хорошо, что за раздачей была именно Настя! Мы с ней очень сдружились. Одного взгляда хватило, чтобы понять — так поступать мы не будем.

Пока представляли гармониста, мы с Андреем быстро посовещались и придумали выход. Решили заставлять туристов выпивать до дна, сославшись на русскую традицию, плохую примету и необходимость уважать хозяев. Настя нам подыграла, заявив, что не будет забирать недопитую рюмку — мол, дурной знак. Все прошло на ура. Назло Сержанту. И было очень весело.

Прощание во Владивостоке

Наконец мы приехали во Владивосток. Проводница Зоя стояла у вагона, помогая выходящим, со слезами на глазах. Пассажиры выходили и обнимали ее, оставляя чаевые. Туристка Мерседес рыдала в три ручья. Зоя говорила ей по-русски: «Мерседечка, я тебя никогда не забуду, красавица наша». Мерседес отвечала Зое по-испански: «Храни тебя Бог! Это путешествие — лучшее, что произошло в моей жизни. Я вас всех люблю!». А я стояла рядом и не переводила, потому что и так все друг друга понимали. Даже наш суровый проводник Леха пришел попрощаться. Мерседес подарила ему какую-то иконку. Он не стал ломаться и крепко ее обнял.

Туристка Трини стояла на платформе и плакала: «Я не верю, что я во Владивостоке. Я так давно об этом мечтала! Не верю!». Ко мне подошел начальник поезда: «Вот и прошли две недели. Быстро, да? А казалось, что это так долго». Да, действительно.

Итоговая обратная связь

В группе было 66 человек, и обратную связь мы получили почти от всех. Гости подходили и благодарили. Они были в полном восторге от самой страны, ее природы и городов, но все как один отмечали, что организация тура была отвратительной. В выражениях они не стеснялись. Многие прямо сказали, что своим друзьям этот тур не порекомендуют.

Фото: РЖД-Тур

Несколько слов о «Сержанте»

И еще пара слов о Сержанте. Мадам Эльвира, которая является тур-директором всего этого мероприятия. Мало того, что она постоянно пыталась всеми помыкать, командовала, не знала слов «спасибо» и «пожалуйста» и совершенно не умела улыбаться, так она еще настойчиво пыталась дистанцировать нас, гидов, от туристов. Не общайтесь с ними сверх необходимого (а необходимо только переводить просьбы), не пейте с ними, если угощают, не улыбайтесь лишний раз — это слишком личное, не участвуйте в их конкурсах и викторинах. То есть она хотела создать образ русского человека, который и так был шаблонным в их головах — угрюмый, агрессивный, закрытый. А потом мы удивляемся, почему о нас так думают в мире! Да потому что есть вот такие Эльвиры! Но со мной и моим напарником у нее этот номер не прошел.

Слова туристов в конце путешествия были таковы: «У вас красивая страна, потрясающая природа, добрые люди. Благодаря вам мы узнали, что русские на самом деле очень открыты, общительны и дружелюбны, хотя ваш босс и старалась показать вас в ином свете. Все было прекрасно, но вот в эту организацию мы больше не обратимся и друзьям не посоветуем». Один из туристов из Индии сказал, что «РЖД-Тур» стоит поучиться сервису у индийского «Королевского экспресса» — вот с него и нужно брать пример.

Так что, дорогие читатели, как бы некоторые ни пытались приписать к этой истории политику и сказать, что виновата вся система, я не соглашусь. В данном конкретном случае виноваты люди на местах. Главная проблема этого тура — в его турдиректоре.

Реакция перевозчика

Издание TJournal, взявшее интервью у Татьяны, запросило комментарий у руководителя отдела рекламы, PR и маркетинга «РЖД-Тур» Ильи Морозова. Он отметил, что «не хотел бы комментировать» рассказ Сергеевой, поскольку, по его мнению, «человек явно задался целью выплеснуть отрицательные эмоции». «Могу сказать только то, что наша компания получает много положительных отзывов от туристов», — добавил Морозов.

***

Начало истории – здесь. Соцсети Татьяны Сергеевой: твиттер, телеграм, инстаграм.