Эта история — яркий пример того, как халатность нескольких сотрудников едва не привела к крупнейшей железнодорожной катастрофе в России. Неуправляемый локомотив мчался прямо на станцию, где стояли вагоны, груженные взрывчаткой. Трагедию предотвратила одна отважная женщина, чьи решительные действия спасли сотни жизней.
События произошли на Байкало-Амурской магистрали в 1992 году, и недавно эту драматичную историю вновь вспомнила газета «Гудок».
Опасный спуск
Всё случилось на станции Хани, расположенной в одноимённом якутском посёлке. Сегодня там живёт около 600 человек, а в начале 90-х население превышало две тысячи.
Инцидент развернулся на перегоне между станциями Новая Чара и Хани. Новая Чара находится на Муруринском перевале — самой высокой точке БАМа (1323 метра над уровнем моря). Отсюда до Хани тянется практически непрерывный спуск протяжённостью в десятки километров. Машинисты, проходящие этот сложный участок, построенный в зоне вечной мерзлоты, должны быть абсолютно уверены в исправности тормозов.
В тот роковой день главным «героем» событий стал грузовой состав, который тянула сцепка из трёх тепловозов.
Халатность слесаря
За некоторое время до происшествия у второго тепловоза начались проблемы: перегрев и сгорание тормозных колодок. Для устранения неисправности машину отправили в депо на станции Новая Чара. Однако слесарь-электрик, вместо того чтобы заменить неисправный тормозной клапан, просто заблокировал его в открытом положении, а электрическую цепь, сигнализирующую о поломке, замкнул напрямую. В результате вторая секция тепловоза полностью лишилась тормозов.
Ошибка путейцев
Следующее нарушение допустили работники путевого хозяйства, обследовавшие этот участок магистрали. Они обнаружили просадку пути, но не успели выполнить ремонт. Вместо того чтобы установить положенное в таких случаях ограничение скорости до 25 км/ч, они решили, что будет достаточно 40 км/ч, тем самым нарушив инструкцию.
Беспечность машиниста и начальства
Третьим звеном в этой цепи нарушений стал машинист. Принимая локомотив перед рейсом, он не обратил внимания на сильное провисание автосцепок между секциями тепловоза. Позже выяснилось, что этот локомотив вообще пропустил плановое техническое обслуживание, но начальник депо, испытывая нехватку техники, дал команду выпустить его на линию.
Развитие чрезвычайной ситуации
В тот день первым со станции Новая Чара в сторону Хани отправился пассажирский поезд. За ним следовал грузовой состав с неисправным локомотивом.
Когда товарный поезд проезжал участок с просадкой пути, произошло расцепление второй и третьей секций локомотива. Сработала тормозная система состава, и третья секция вместе с вагонами остановилась. А вот первые две секции, оставшись без управления, начали неконтролируемый спуск с перевала.
Двухсекционный локомотив общим весом около 200 тонн набирал скорость. Впереди по тому же пути шёл пассажирский поезд, а на станции Хани стояли грузовые составы с маркировкой «Опасный груз». В одном из них находились сотни тонн промышленной взрывчатки. Её детонация могла стереть с лица земли весь посёлок вместе с жителями.
Решающие пять минут
Дежурная по станции Хани Валентина Зарубина мгновенно оценила обстановку. Она приказала машинисту пассажирского поезда увеличить скорость, чтобы его не нагнал неуправляемый локомотив. Однако на станции был свободен только один путь. До подхода сбежавшей сцепки оставалось всего пять минут. Если бы пассажирский состав занял этот единственный свободный путь, несущимся тепловозам просто некуда было бы свернуть.
Тогда Валентина отдала новое распоряжение: машинисту маневрового тепловоза было приказано освободить один из занятых путей, чтобы пропустить неуправляемую сцепку по главному пути прямо сквозь станцию. Им удалось уложиться в считанные минуты.
Как только хвост пассажирского поезда зашёл на боковой путь, на станцию на огромной скорости ворвался неисправный локомотив. Он пронёсся через весь посёлок со скоростью 107 км/ч и остановился лишь в нескольких километрах за станцией.
Итоги и последствия
Начальник депо, машинист и его помощник получили условные сроки. Слесарю-электрику, чья халатность стала одной из главных причин ЧП, дали реальный тюремный срок. Работники путевого хозяйства избежали наказания. А Валентину Зарубину за её смелость и профессионализм наградили знаком «Почётному железнодорожнику».
