В заголовке я использовал выражение «три дня и три ночи». Откуда оно взялось? Те, кто внимательно читал Новый Завет, помнят, что эти слова принадлежат самому Иисусу, и их приводит евангелист Матфей.
Просьба о знамении и пророчество
История такова. Фарисеи постоянно пытались доказать, что чудеса, которые творил Иисус, совершались не силой Бога, а дьявола. Они требовали новых знамений в подтверждение Его миссии.
Тогда некоторые из книжников и фарисеев обратились к Нему: «Учитель! мы желаем видеть от Тебя знамение». Но Он ответил им: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:38-40).
Речь шла о том, что после распятия и смерти Иисус пробудет в гробнице (в те времена так называли пещеру для захоронений, поскольку у иудеев не было обычая хоронить в деревянных гробах) ровно три дня и три ночи. Как мы знаем из Евангелия, это пророчество исполнилось.
Кувуклия – часовня, возведённая над той самой пещерой.
Проблема с пятницей и субботой
Таким образом, мы знаем, что Иисус находился в гробнице три дня и три ночи. При этом Его распяли в пятницу. Откуда мы это берём? Снова из Евангелия, причём об этом говорят трое из четырёх авторов.
«И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть день перед субботою…» (Марк 15:42).
«День тот был пятница, и наступала суббота...» (Лука 23:54).
«Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый» (Иоанн 19:14).
Что здесь примечательно? Дело в том, что в еврейской неделе суббота – это последний, седьмой день, а не шестой. Следовательно, после пятницы суббота наступить не должна. Считать апостолов лжецами странно, поэтому, вероятно, переводчики в своё время запутались. Юлианская неделя относительно иудейской идёт со сдвигом в один день. Соответственно, иудейский пятый день соответствует четвёртому дню юлианской недели.
Упоминание «другого дня»
Это подтверждается и Матфеем в его Евангелии.
«На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну» (Матфей 27:62-63).
Остальные евангелисты об этом дне прямо не упоминают. Зато он есть в Евангелии от Петра, которое церковь не признаёт каноническим. Пётр описывает события после распятия так:
«Из-за этого всего мы постились и сидели, горюя и плача ночь и день до субботы» (Пётр 7:27).
Получается, что между пятницей и субботой был ещё один день. Что логично, ведь, как я уже говорил, в еврейской неделе суббота – седьмой день.
Суббота и воскресение
Далее наступает суббота.
«… и в субботу остались в покое по заповеди» (Лука 23:56).
И только после субботы Иисус воскрес. Об этом пишут все четыре евангелиста. Приведу один пример:
«Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Марк 16:9).
Итоговая хронология
Итак, у нас выходит следующая картина: Иисуса распяли в пятый день еврейской недели (пятницу), затем был шестой день (если верить Матфею, а формулировки других авторов считать неточными), потом суббота (седьмой день недели), а затем наступил первый день новой недели, который в нашем календаре является последним и называется воскресеньем.
Место распятия Христа на Голгофе.
Исполнение пророчества
Если допустить, что в своём пророчестве Иисус, говоря о трёх днях и ночах, имел в виду и пятницу включительно, то тогда пророчество можно считать сбывшимся. Если же пятницу исключить, то не хватает как минимум одного дня.
Но в любом случае день распятия Христа не мог быть позднее четверга в рамках современной недели. У нас же Страстная Пятница выпадает на современную пятницу, что противоречит самому Писанию, поскольку до воскресения не остаётся трёх полных дней и ночей.
Вот такая заметка. Ставьте лайк, если было интересно. И не забывайте подписываться, чтобы не пропускать новые посты.
Вам также может быть интересно, почему Пасха каждый год приходится на разный день и что мы на самом деле отмечаем в День Пасхи.
