Московский метрополитен обновил регламент проезда и аудиосообщения в вагонах, что вызвало неоднозначную реакцию среди пассажиров. Речь идет о корректировке нормы, обязывающей уступать места определенным категориям людей. Многие восприняли изменения критически, и на то есть свои причины.
Раньше в правилах было четко прописано:
«1.3. Лица, находящиеся на территории метрополитена, должны быть взаимно вежливыми, уступать места в вагонах поездов инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детьми и беременным женщинам…».Формулировка казалась понятной и справедливой. Однако недавно из текста исчезло упоминание о беременных женщинах как отдельной категории.
Любопытно, что, согласно официальному сайту метро, аналогичные правки внесены и для монорельса, но не затронули Московское центральное кольцо. В «Ласточках» по-прежнему звучат призывы уступать места именно беременным.
Полярные мнения в обществе
Но изменения в документах — это полдела. Мало кто вчитывается в правила. Гораздо заметнее то, что на Сокольнической линии заменили аудиообъявления в поездах.
Сторонники нововведения считают его шагом к воспитанию уважения к женщинам в обществе. В дискуссиях в интернете тех, кто выступает против, они иногда называют «спятившими феминистками» и обвиняют в навязывании чуждых российским реалиям западных ценностей. Подобные высказывания я встречал на форумах и в обсуждениях петиции на change.org, где требуют вернуть в правила слово «беременным».
В чем видят проблему критики
Гораздо важнее разобраться, чем именно недовольны противники изменений.
Во-первых, и это, пожалуй, основной аргумент. Новые правила ставят всех женщин в один ряд с инвалидами, пожилыми людьми и пассажирами с детьми. Таким образом, всех женщин, независимо от их состояния и возраста, автоматически приравнивают к тем, кто объективно менее мобилен и нуждается в помощи. По мнению критиков, в этом и проявляется сексизм — предвзятое отношение по признаку пола.
С тем, что в данной формулировке присутствует дискриминация по гендерному признаку, согласен председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
«Как минимум руководству метрополитена необходимо конкретизировать, каким именно женщинам следует уступать место, с какого возраста девочку можно считать женщиной, как это определить. Стоит отметить, что пункт 1.3 Правил пользования столичным метрополитеном, носит не рекомендательный характер, а именно обязательный, ведь там использована формулировка «должны». Хотя по Конституции никто своими внутренними распоряжениями не может ограничивать права и свободы граждан. Грубо говоря, что значит «должны»? Никому мы ничего не должны», – говорит Шапкин, его цитирует «Московский комсомолец».Вторая причина для недовольства — возможное ущемление прав мужчин. Авторы петиции полагают, что новый текст правил создает очевидную несправедливость. Бывают ситуации, когда женщине стоять физически легче, чем мужчине. Например, если женщина полностью здорова, а мужчина чувствует недомогание, но не относится к категориям «пожилой» или «инвалид». Согласно новым правилам, такой мужчина обязан уступить место любой женщине.
«Вряд ли найдется противник того, чтобы помочь и уступить место тем, кому это действительно нужно, однако большое количество людей против неравного и несправедливого отношения к себе. Правка всего одного аудиообъявления и добавление всего одного слова в Правила пользования избавит многих москвичей от лишнего раздражителя, уменьшит число жалоб и повысит общий уровень доверия к метро», – говорится в петиции.Как, по-вашему, как метрополитену стоит поступить в этой ситуации?
Поделитесь в комментариях, задевают ли вас новые правила и считаете ли вы их справедливыми?
