На Большой кольцевой линии Московского метрополитена 19 июля произошёл нестандартный инцидент — в движении произошло расцепление вагонов поезда. После того как головная часть состава продолжила движение, машинист проявил находчивость и вручную вывел оставшиеся вагоны из тоннеля, предотвратив серьёзные последствия.
Официальные источники метрополитена отреагировали на ситуацию довольно скупо, ограничившись лаконичным сообщением о временных неудобствах.
«Движение от станции "Хорошевская" до станции "Савеловская" Большой кольцевой линии приостановлено. В обратном направлении поезда следуют с увеличенными интервалами», — такое объявление появилось в твиттере Московского метро около восьми утра 19 июля.Спустя несколько минут там же сообщили о полном восстановлении графика движения.
Происшествие случилось на перегоне между станциями «Савеловская» и «Петровский парк», который был введён в эксплуатацию в 2018 году. Судя по имеющимся фотоматериалам, инцидент произошёл с составом модели «Ока», выпускавшейся с 2010 по 2016 годы. Эти поезда хорошо знакомы постоянным пассажирам столичной подземки. Вот как они выглядят:
Любопытно, что именно с поездами этой серии связаны два наиболее резонансных происшествия в московской подземке прошлого мая. Но о них мы расскажем чуть позже, а сейчас вернёмся к истории с расцепкой.
Точные обстоятельства случившегося пока остаются неясными. В открытых источниках не удалось найти развёрнутых комментариев от очевидцев. Зато в сети появилось видео, на котором запечатлён момент, когда машинист вручную выводит отцепившиеся вагоны на станцию.
Этот ролик стал для многих пассажиров настоящим открытием — оказалось, что управлять составом можно не только из головного вагона, но и из его средней части. Органы управления скрыты за специальными техническими панелями. Разумеется, для сотрудников метрополитена в этом нет ничего секретного — такие панели являются стандартным элементом конструкции.
По мнению специалистов, судя по единственной доступной фотографии, причиной инцидента мог стать обрыв серьги автосцепки. Однако пассажирам не о чем было беспокоиться — при разрыве тормозной магистрали автоматически срабатывает аварийный тормоз, и вагоны останавливаются.
Стоит отметить, что расцепка вагонов, хотя и происходит редко, не является чем-то исключительным для Московского метро. Например, в 2013 году подобный случай был зафиксирован на станции «Серпуховская». Тогда причиной назвали нарушения, допущенные при проведении ремонтных работ.
Надёжны ли поезда «Ока»?
В последнее время именно составы серии «Ока» всё чаще попадают в сводки происшествий Московского метрополитена. Наиболее серьёзный инцидент произошёл 21 мая на той же Большой кольцевой линии. Во время вечернего часа пик в тоннеле между станциями «Хорошево» и «Шелепиха» одновременно остановились три состава. На эвакуацию пассажиров с помощью резервных поездов потребовалось около трёх часов.
Как позже пояснил заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов, причиной остановки стала потеря напряжения в контактном рельсе, вызванная человеческим фактором.
Всего через два дня, 23 мая, у состава «Ока» на Серпуховско-Тимирязевской линии произошла техническая неисправность прямо во время движения.
В пресс-службе метрополитена тогда сообщили, что данный состав находится на сервисном обслуживании у производителя — «Метровагонмаша». Компании был выписан штраф в размере 1,5 миллиона рублей.
По мнению некоторых сотрудников метро, с которыми нам удалось пообщаться, говорить о системной ненадёжности поездов «Ока» не совсем корректно. Возможно, определённые проблемы действительно наблюдались в первые годы эксплуатации. Но сейчас, скорее всего, этим составам просто не везёт чуть больше, чем другим моделям...
