Жители Ставрополя выражают серьезное недовольство состоянием поезда, который связывает их город со столицей. Ситуация накалилась до такой степени, что местный активист вышел на одиночный пикет, требуя перемен. Многие пассажиры убеждены, что им достался худший из всех регулярных составов, курсирующих по Кавказскому направлению.
Источником всеобщего раздражения стал поезд № 77/78 «Ставрополь – Москва». Согласно официальным данным на сайте РЖД, практически все плацкартные и подавляющее большинство купейных вагонов в этом составе лишены базовых удобств современного уровня: в них нет ни биотуалетов, ни систем кондиционирования воздуха.
«Чем Ставрополь хуже Нальчика?»
Проблему активно освещает общественник Владимир Полубояренко, организовавший одиночный пикет с требованием обновить подвижной состав. В беседе с журналистами он задается резонным вопросом: почему все поезда, следующие с других кавказских республик, новые и комфортабельные, а ставропольцам приходится мириться с вагонами, выпущенными еще в советскую эпоху?
«Все без исключения составы, идущие из республик Северного Кавказа, включая поезд «Кисловодск – Москва», – это современные, прекрасные поезда с кондиционерами и биотуалетами, путешествие в которых доставляет удовольствие. А наш поезд собран из вагонов 70-х годов, которые давно устарели и морально, и физически. Это настоящие корыта. Кондиционеров нет, а при летней жаре за +35 градусов поездка превращается в испытание на выживание, в настоящую душегубку», – с горечью описывает свои впечатления Полубояренко.
«Ставропольскую бригаду проводников расформировали много лет назад, и обслуживание нашего маршрута передали Новороссийскому резерву. Создается впечатление, что для них Ставрополь – глухая провинция. Страдают все, особенно пожилые люди и дети. Туалеты старого образца находятся в плачевном, прогнившем состоянии. А умывальники – это просто рассадник всевозможных бактерий, вплоть до кишечной палочки!» – продолжает возмущенный пассажир.
«Чем Ставрополь, краевой центр, хуже Нальчика или Назрани, откуда ходят новые составы? Я ездил из Владикавказа – вагоны были чудесные. Но разве ставропольцы другие? Такие же законопослушные граждане, исправно платящие налоги», – недоумевает общественный деятель.
«Полное ощущение затрапезности и безысходности»
Как отмечает активист, далеко не все жители края имеют возможность добраться до станции Невинномысская, откуда отправляются современные вагоны с других направлений.
«Одна женщина мне сказала: «Вам хорошо, вы можете доехать до Невинномысска, а я одна, бабушка с внуком, куда мне денег на это взять?» Вот и приходится людям садиться в этот поезд, каким бы он ни был, хоть в теплушку», – делится Полубояренко.
Он предлагает радикальное решение: отправить устаревшие вагоны на маршруты с короткими перегонами, например, в Сибирь или на Дальний Восток.
«В России есть направления, где поезда идут от остановки до остановки 6-8 часов. Там туалеты небиологического типа не закрывают. А у нас, где остановки каждые 40-60 минут, проводница в панике бежит перекрывать санузлы за полчаса до и после станции. Это создает полное ощущение унизительной безысходности», – резюмирует он.
«Когда их уже уберут?»
Мнение активиста разделяет большинство пассажиров, оставляющих отзывы на популярных сайтах. На ресурсе туту.ру общая оценка поезда составляет лишь 6,8 баллов из 10, а из последних пяти отзывов лишь один был положительным.
«Состояние туалета не поддается описанию. Это нельзя видеть», «Старый, душный состав. Когда уже их заменят?», «Неприятный запах и странный привкус горячей воды из титана», – жалуются путешественники.
Лично я был уверен, что на всех южных направлениях устаревший подвижной состав уже давно заменили современным. У «Федеральной пассажирской компании» достаточно новых вагонов в парке.
Согласно статистике конца 2018 года, доля вагонов с биотуалетами у перевозчика достигла 59,6%, а с кондиционерами – 73,8%. Логично было бы предположить, что в первую очередь такие вагоны должны курсировать на маршрутах с жарким климатом, к которым, безусловно, относится и ставропольское направление.
И еще одно замечание. Владимир Полубояренко в своем выступлении хвалил вагоны поезда «Москва – Кисловодск». Недавно мне довелось прокатиться на этой «двухэтажке», и я писал о ней отдельно. Не могу полностью разделить его восторженных оценок, хотя, безусловно, двухэтажные вагоны – это в любом случае лучше старых, душных и неудобных.
