Жители Ставрополя выразили резкое недовольство состоянием поезда, который связывает их город со столицей. Один из местных активистов даже провёл одиночный пикет, чтобы привлечь внимание к проблеме. У ставропольцев сложилось стойкое ощущение, что именно их состав — самый плохой из всех, что курсируют по кавказским маршрутам.
Предметом возмущения стал поезд № 77/78, следующий из краевого центра в Москву. Согласно данным на сайте РЖД, практически все плацкартные и подавляющее большинство купейных вагонов в этом составе лишены базовых удобств — в них нет ни современных биотуалетов, ни систем кондиционирования воздуха.
«Почему Ставрополь обошли стороной?»
Информацию о проблеме в публичное поле вывел активист Владимир Полубояренко, вышедший на пикет с требованием обновить подвижной состав. В беседе с радио «Комсомольская правда» он отметил, что не может понять логику: все составы, идущие с Северного Кавказа, — современные, и лишь ставропольский поезд собран из вагонов, выпущенных ещё в советскую эпоху.
«Все без исключения поезда, следующие из республик Северного Кавказа, включая состав Кисловодск – Москва, — это прекрасные, новые, комфортабельные и чистые поезда с биотуалетами и кондиционерами. Путешествие в них — одно удовольствие. А наш поезд укомплектован вагонами 1970-х годов, которые устарели и морально, и физически. Это настоящие корыта, свинарники на колёсах. Кондиционеров нет, и при 35-градусной жаре ехать в них просто невыносимо — настоящая душегубка», — поделился своими впечатлениями Полубояренко.
«Ставропольский резерв проводников расформировали много лет назад, и обязанность обслуживать наших пассажиров переложили на Новороссийский резерв. Видимо, для них Ставрополь — большая дыра. Страдают пожилые люди, дети... Туалеты старого образца, прогнившие. Умывальники — это вообще кошмар, рассадник кишечной палочки!» — продолжает он.
«Чем Ставрополь, краевой центр, хуже Нальчика или Назрани, откуда ходят новые вагоны? Ехал из Владикавказа — прекрасные вагоны. Но чем мы хуже? Здесь живут такие же замечательные, законопослушные люди, исправно платящие налоги», — возмущается общественник.
«Ощущение полной заброшенности»
Как отмечает Полубояренко, далеко не все пассажиры имеют возможность доехать до станции Невинномысская, откуда отправляются современные составы с других направлений.
«Одна женщина говорит: вам хорошо, вы можете доехать до Невинномысска, а я одна, бабушка с внуком, куда мне? У меня не хватит денег на билет до Невинки, и я вынуждена садиться здесь, каким бы ни был поезд, хоть теплушка», — приводит пример активист.
Он предложил перенаправить устаревшие вагоны в другие регионы.
«В России есть маршруты с перегонами по 6-8 часов — в Сибири, на Дальнем Востоке... Там, если туалеты не биологические, их не закрывают. А у нас остановки каждые 40 минут — час. Проводница с выпученными глазами бежит перекрывать туалеты за полчаса до и после станции из-за санитарной зоны. Полное ощущение затрапезности и безысходности», — заключил он.
«Когда наконец заменят?»
Судя по отзывам о поезде на сайте tutu.ru, большинство пассажиров остаются недовольны поездкой. Из пяти последних отзывов лишь один положительный, а общий рейтинг состава составляет всего 6,8 балла, что очень немного.
«Состояние туалета не поддаётся описанию. Это нельзя видеть», «Старый, душный, когда их уже уберут?», «Неприятный запах и вкус у горячей воды», — делятся пассажиры.
Честно говоря, я был уверен, что на южных направлениях все старые вагоны уже заменили на новые. Ведь у Федеральной пассажирской компании их достаточно в парке.
По данным на конец 2018 года, доля вагонов с биотуалетами у перевозчика составляла 59,6%, а с кондиционерами — 73,8%. Логично было бы предположить, что в первую очередь такие вагоны должны курсировать на маршрутах с жарким климатом. И ставропольское направление — как раз один из них.
И ещё один момент. В своём выступлении Владимир Полубояренко хвалил вагоны поезда Москва – Кисловодск. Я недавно ехал на этой «двухэтажке» и писал о ней. Не могу полностью разделить его восторженных оценок, хотя двухэтажные вагоны, безусловно, намного лучше старых и душных.
