Станция «Чистые пруды» — одна из самых первых не только в московском, но и во всем советском метрополитене. Ее история началась в далеком 1935 году, и с тех пор она повидала немало: здесь когда-то лежала асфальтовая платформа, в военные годы в ее тоннелях работал Генеральный штаб. Сегодня, прогуливаясь мимо, можно разглядеть редкую довоенную вывеску «МЕТРО», а на стенах вестибюля — найти следы более поздних, порой загадочных, посланий. Давайте вместе прогуляемся по страницам прошлого и настоящего этой уникальной станции.
От «Мясницких ворот» до «Кировской»
«Чистые пруды» распахнули свои двери для пассажиров в 1935 году в составе легендарной первой линии, протянувшейся от «Сокольников» до «Парка культуры». Однако на самой первой схеме метро вы бы не нашли знакомого нам сегодня названия. Изначально станция носила имя «Кировская», и только в 1990 году она обрела свое нынешнее имя, связанное с водоемом неподалеку. Любопытно, что в проекте ее и вовсе планировали назвать «Мясницкие ворота», но в последний момент планы изменились. Переименование улицы, а следом и станции, было связано с траурной процессией, провозившей в декабре 1934 года гроб убитого партийного деятеля Сергея Кирова.
Самая первая схема Московского метрополитена
Внешний вид входа в те годы, как видно на архивных снимках, был удивительно лаконичным и монументальным. Если сравнить его с современными фотографиями, становится понятно, что основная архитектурная идея — строгий «кубический» объем — сохранилась спустя десятилетия.
Вестибюль станции метро «Кировская» в 1935 году.
Редкий артефакт: довоенная вывеска
«Чистые пруды» славятся тем, что здесь уцелела одна из немногих подлинных довоенных надписей «МЕТРО», выполненная в характерном для 1930-х годов стиле. Это настоящая историческая реликвия, пережившая войну и все последующие реконструкции. К сожалению, с другой стороны здания такая же вывеска была утрачена. Я всегда интересуюсь подобными деталями и буду благодарен, если в комментариях кто-нибудь подскажет, на каких еще станциях сохранились подобные оригинальные элементы оформления.
Фото 1935 года.
Фото 2019 года.
Сравнивая два этих снимка, не стоит делать поспешных выводов о «запустении». На мой взгляд, настоящий упадок царил здесь в 1990-е и начале 2000-х годов, когда вестибюль и прилегающая территория были облеплены стихийными торговыми павильонами.
«Ночь длинных ковшей» и возвращение исторического облика
Переломным моментом в истории площади у метро стал 2016 год, когда городские власти начали масштабную кампанию по борьбе с самостроем. Снос торговых павильонов у «Чистых прудов», вошедший в историю как «ночь длинных ковшей», вызвал много споров. Владельцы ларьков настаивали на законности своих построек, но это не остановило процесс. В результате территория была расчищена, и постепенно вестибюль вновь стал походить на свой исторический прототип 1930-х годов.
Снос павильонов у метро «Чистые пруды». Фото Ильи Варламова.
Теперь здесь просторно, и можно в деталях рассмотреть архитектуру. На фасаде даже разместили памятную табличку, кратко рассказывающую об основных вехах в жизни станции.
Следы памяти: таинственное граффити
Рядом с официальной табличкой во время одной из своих прогулок в июле 2019 года я заметил самодельную надпись, которой раньше не видел. Это оказались стихи. Покопавшись в истории, я выяснил, что они посвящены Юрию Волкову — молодому сотруднику ВГТРК, трагически погибшему здесь в 2010 году. Убийство, в котором подозревались выходцы из Чечни, получило широкий резонанс, особенно в фанатской и ультраправой среде, где Волков был героизирован. Скорее всего, надпись появилась как памятный знак к очередной годовщине этой печальной истории.
Кстати, изначально на этих боковых стенах, согласно проекту, должны были разместиться барельефы на тему метростроения, но по каким-то причинам этот замысел так и не был реализован.
Жизнь вокруг: от растений до утраченных деталей
В тот же день мое внимание привлекла небольшая, но уютная площадка перед входом, уставленная горшками с растениями. Оказалось, это часть какого-то московского фестиваля растений. Приятно видеть такой зеленый островок среди каменных громад центра столицы.
Что касается самого здания вестибюля, то его кубическая форма когда-то была типовой. Подобные павильоны строились и на других станциях первой очереди, например, на «Комсомольской» и «Смоленской», но до наших дней в оригинальном виде дожил только этот.
Старый вестибюль станции «Комсомольская».
Вестибюль имеет два входа. Внутри сегодня довольно аскетично: по углам расположились три банкомата ВТБ и театральная касса.
Есть здесь и свои утраты. Например, оригинальные светильники, которые гармонично перекликались с круглыми окнами фасада, были заменены на обычные люминесцентные лампы, что, конечно, упростило интерьер.
На этом наша прогулка по поверхности подходит к концу, но история станции на этом не заканчивается. В следующей части мы спустимся вниз, чтобы увидеть, как изменился эскалаторный зал, вспомним, как здесь в военные годы размещался Генштаб, и проследим, как повлияло на облик «Чистых прудов» появление пересадок на другие линии метро.
