Забвение у моря: как титанический труд строителей был поглощен волнами и безразличием

Листая старые архивные снимки, я испытал горькое чувство сожаления. Мне стало невыразимо жаль колоссальных усилий множества людей, которые в лютую стужу и непогоду, стоя по пояс в ледяной морской воде, выполняли свою работу.

Спасательная операция в шторм

Нам предстояло восстановить волноотбойную стену — главный щит, оберегающий железнодорожные пути от ярости моря. Руководство РЖД тянуло до последнего, поэтому стройка началась не в спокойный сезон, а посреди зимы, когда Черное море штормит и остывает до леденящей температуры.

Добраться до места работ можно было только через железнодорожный тоннель, а затем — двигаться вдоль берега целых 650 метров. Основная сложность заключалась в том, что море вплотную подступало к основанию стены. Нам пришлось буквально создавать пляж с нуля, возводя временную защитную дамбу из бетонных блоков. Трудно даже представить масштаб задачи: отсыпать полосу земли шириной, достаточной для проезда тяжелой техники, на протяжении более полукилометра.

В тихую погоду все было бы в разы проще. Но ждать штиля мы не могли — стена была изъедена пустотами, а в одном месте зияла сквозная дыра, через которую море с пугающей скоростью вымывало грунт из-под шпал.

Битва со стихией

Шторма постоянно подмывали нашу защитную полосу из блоков. Каждый день кран восстанавливал рукотворную дамбу, вытаскивая многотонные глыбы из галечной жижи и переставляя их заново. Это отдельная, полная драматизма история. Но, в конце концов, стену мы отстроили. И наступило долгожданное, спокойное лето.

У нас были и другие объекты, поэтому работы продолжались. На одной из фотографий в моем архиве хорошо виден созданный нами пляж. Его ширина впечатляет — не менее 30 метров чистого берега.

Местные бизнесмены тут же откликнулись, построив летние кафе, ведь даже в летние штормы волны не доходили до новой линии. Все, что требовалось для сохранения этого богатства, — построить несколько бунов (бетонных пирсов, удерживающих галечник). Но вместо простого и проверенного решения власти выбрали дорогущие и абсолютно бесполезные волноломы — гигантские бетонные монолиты. Только аренда плавкрана для их установки обходилась в 60 тысяч рублей в час! А толку от них не было никакого.

Результат безразличия

Судите сами. Сегодня море бьется прямо о подножие стены. Если сравнить со старым фото, то сейчас видны четыре секции стены вместо трех. Это наглядная мера того, сколько галечника было безвозвратно смыто.

Крошечный клочок суши, что еще остался, образован наносами из ручья Детляжка. Но купаться там я бы не советовал — в этот ручей многие местные гостиницы сбрасывают свои нечистоты.

Вода в ручье больше напоминает канализационный сток

В те времена, когда пляж сиял новизной, в поселке закипело строительство новых гостиниц. Многие из них так и остались недостроенными каркасами, потому что пляж (а с ним и поток туристов) исчез раньше, чем были возведены стены.

Те, кто успел достроить, теперь пытаются избавиться от своих объектов...

Круговая порука безответственности

Получается, что не нашлось ни одного ответственного хозяина. Местные власти просто не заметили пляж, который им фактически подарила железная дорога. Вместо того чтобы развивать территорию, они ее проигнорировали.

РЖД тоже не подумало о будущем. Ведь гораздо экономичнее один раз построить эффективные буны, чем бесконечно латать стену. Без защитной галечной полосы камни, перекатываемые волнами, превращаются в абразив и буквально стачивают бетон.

При этом там, где пляжи находятся в ведении санаториев или отелей, давно стоят такие буны, и с береговой линией там полный порядок. Технология известна и проста. Горько осознавать, что в нашем случае просто не оказалось заинтересованного лица, настоящего хозяина.

Горькое послевкусие

Эта история навевает грусть. Недавно, движимый ностальгией, я свернул с дороги из Адлера, чтобы посмотреть на места наших былых трудов. И пожалел об этом. Вместо ожидаемого процветающего курортного уголка я увидел лишь унылое запустение и забвение.

Очень хочется верить, что когда-нибудь в Сочи появится настоящий, дальновидный хозяин, для которого будет важно каждое побережье — от Магри до Адлера.

Вот такая получилась история. Спасибо, что дочитали. Не забывайте подписываться, чтобы не пропустить новые материалы.