На что идут пожертвования: сравнение расходов РПЦ и буддийской сангхи Таиланда

Вопрос веры и личных пожертвований — это, безусловно, частное дело каждого. Однако когда речь заходит о Церкви не как о здании, а как о социальном институте, особенно поддерживаемом государством, она становится явлением общественным. В этом плане российское православие и тайский буддизм имеют схожую природу — будучи глубоко интегрированными в государственную систему, эти религиозные организации и представляемые ими конфессии де-факто выполняют роль официальных.

Источники доходов и принципы расходования

И там, и там через пожертвования, продажу религиозной и светской атрибутики, а также оказание различных услуг аккумулируются колоссальные суммы. В конце концов, каждый зарабатывает как может, и это не главный вопрос. Куда важнее, на что эти средства в итоге тратятся.

Поскольку официальные бюджеты обеих церквей не публикуются, давайте оценим ситуацию по видимым результатам.

Буддийские общины Таиланда: богатство без показной роскоши

Буддийские монастыри (ваты) в Таиланде — это действительно влиятельные и финансово обеспеченные институты. Храмов по стране невероятное множество, однако бешеных темпов строительства, от которых любой коммерческий девелопер пришёл бы в ужас, не наблюдается. Монахи ведут скромный образ жизни. Конечно, теоретически кто-то может прятать пачки купюр под подушкой, но публичных скандалов на эту тему не вспоминается.

РПЦ: заметные траты на «кадры» и представительство

В отличие от этого, статья расходов на содержание православного духовенства выглядит весьма ощутимой, что заметно по их автомобилям, недвижимости и прочим мирским благам. Немаленькими выглядят и командировочные расходы. К примеру, непродолжительный визит Патриарха в Латинскую Америку, включавший богослужение для пингвинов в Антарктиде, обошёлся верующим более чем в 20 миллионов рублей. Что ж, у каждого руководителя свои увлечения, кому-то по душе общение с полярными птицами...

Главное различие: общественная миссия

Но ключевое отличие — в общественной нагрузке этих расходов. Буддийские храмы в Таиланде — это подлинные центры жизни местных сообществ. Здесь обустраивают места для отдыха и детские площадки, кормят голодных, заботятся о бездомных животных, занимаются просвещением детей и оказывают поддержку людям, оказавшимся в трудной ситуации.

РПЦ, со своей стороны, открыто заявляет, что все церковные доходы направляются на внутренние нужды организации: наращивание активов, выплаты премий, реставрацию свечных заводов и тому подобное. Общественные нужды при этом часто рассматриваются как нечто суетное, мирское и не представляющее прямого интереса для церкви.

Так что, судите сами. Видимо, у Высших сил пока не доходят руки до своих земных служителей...

Хотя, конечно, и в буддийской сангхе хватает своих проблем, о чём, например, свидетельствует видео...

В целом же, на мой взгляд, религия — это зло, своеобразный опиум, который, как метко заметил Остап Бендер, ещё и денег стоит. Так уж пусть он хоть какую-то практическую пользу приносит!