Личный опыт поездки на «Иволге»: комфорт, но не хватает мест и розеток

Совсем скоро, уже в конце этого года, новые электропоезда «Иволга» начнут курсировать по первым линиям Московских центральных диаметров. Но мало кто в курсе, что прокатиться на них можно уже сейчас. Я решил опробовать их на себе, чтобы из первых уст рассказать, с чем столкнутся будущие пассажиры МЦД.

Электропоезд «Иволга» на станции Одинцово. Фото: Кирилл Балберов

Где можно встретить «Иволгу» сегодня и куда она поедет завтра

На момент моего знакомства с поездом, в июле 2019 года, «Иволги» работали на двух маршрутах из Москвы, оба стартовали с Белорусского вокзала.

Первый путь ведет в Усово. По этому направлению ходят как новые составы, о которых пойдет речь, так и более ранние, пятивагонные версии с еще меньшим числом сидений. В расписании перевозчик (ЦППК) помечает их как «стандарт-плюс», и тарифы здесь обычные, пригородные. Отличить старый состав от нового легко: у первых пять вагонов, у вторых — шесть.

Второй маршрут — это экспресс (РЭКС) до Одинцово. Билет на него обходится вдвое дороже обычной электрички, но и время в пути сокращается до 22 минут против стандартных 35–38. Поезд делает всего одну остановку на станции «Инновационный центр» — видимо, создатели сочли, что инновационный состав просто обязан здесь останавливаться.

Станция «Инновационный центр» из окна «Иволги». Фото: Кирилл Балберов.

Уже к концу этого года маршруты изменятся. Поезда до Одинцово будут отправляться не из Москвы, а от Лобни, и станут делать все остановки — это будет первый диаметр (МЦД-1). Второй диаметр (МЦД-2) свяжет Нахабино и Подольск, и здесь «Иволги» будут чередоваться с обычными электричками.

История появления отечественного поезда

«Иволга» — полностью российская разработка, которую собирают на Тверском вагоностроительном заводе. Изначально планировалось, что именно эти составы будут обслуживать Московское центральное кольцо, но в итоге приоритет отдали немецким «Ласточкам».

Поезда «Иволга» на Тверском вагоностроительном заводе. Фото: Кирилл Балберов

В отличие от «Ласточек», которых к тому времени выпустили уже больше двух сотен, «Иволг» на июль 2019 года было произведено всего 27 составов. Осенью того же года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в перспективе такие поезда должны заменить устаревшие электрички по всей стране.

Что внутри: осмотр салона и удобств

Сейчас все «Иволги», кроме двух самых первых, выпускаются в шестивагонном исполнении. В каждом вагоне — по две пары автоматических дверей. Тамбуров нет, пассажир сразу попадает в салон. Между вагонами — сквозной проход, что очень удобно.

Поезд «Иволга» на Белорусском вокзале в Москве. Фото: Кирилл Балберов

Промежуточный вагон электрички «Иволга». Фото: Кирилл Балберов

Компоновка салона сразу выдает в «Иволге» городскую электричку: сидячих мест здесь не так много. В головных вагонах всего 28 кресел, в промежуточных — 68. Для сравнения: в старых электричках в промежуточных вагонах обычно около 110 мест, а в «Ласточках» на МЦК — по 92.

Зоны для велосипедистов и стоящих пассажиров организованы в первом и последнем вагонах. Там же расположены туалеты — по два на весь состав. Внутри, что приятно, установлены автоматические сушилки для рук.

Головной вагон электрички «Иволга». Фото: Кирилл Балберов

Головной вагон электрички «Иволга». Фото: Кирилл Балберов

Зарядка гаджетов: удобно ли?

Теперь о важном для современного пассажира — о возможности зарядить устройства. В «Ласточках» возле сидений у дверей есть обычные розетки. В «Иволгах» на аналогичных местах, но чуть выше, установили USB-порты.

Воспользоваться ими смогут только те, кто сидит непосредственно у входа. Причем один пассажир получит быструю зарядку на 2 ампера, а второй — более медленную, на 1 ампер. Для тех, кому нужно зарядить ноутбук от розетки, вариантов нет — их просто не предусмотрели. Остается надеяться на модели с USB Type-C.

USB-зарядные устройства над сиденьями. Фото: Кирилл Балберов

Двух- и одноамперные зарядки. Фото: Кирилл Балберов

Еще по два USB-разъема есть прямо возле дверей. Так что пассажиры без мест тоже смогут подзарядиться, но для этого им придется толпиться в проходе, создавая неудобства при посадке и высадке.

По две USB-зарядки расположены слева и справа от дверей. Фото: Кирилл Балберов.

Не могу понять, почему разработчики не вывели разъемы к каждому креслу. Недавно ездил в Финляндии — там у каждой пары сидений была своя розетка, и это очень удобно.

Розетки в финских электричках. Фото: Кирилл Балберов.

Но вернемся к «Иволге». Отдельно хочется похвалить продуманную систему вентиляции: выходы воздуха расположены прямо под окнами, что обеспечивает комфортный микроклимат.

Вентиляция под окном электропоезда. Фото: Кирилл Балберов.

Впечатления от поездки

Я катался на составе номер шесть. Он уже успел поработать на маршрутах, но внутри по-прежнему пахнет новизной. В целом впечатления от поездки остались самые положительные. Поезд движется мягко и тихо, быстро, но плавно набирает и сбрасывает скорость. Климат-контроль работает отлично. Система информирования пассажиров — табло, экраны, голосовые объявления — тоже не вызывает нареканий.

Двери открываются в двух режимах: на конечных станциях машинист открывает все сразу, а на промежуточных пассажиры делают это самостоятельно с помощью кнопок.

Какие недостатки я заметил

Несмотря на все достоинства, у поезда есть и минусы, которые могут стать проблемой на загруженных маршрутах МЦД.

Меня беспокоит, что в «Иволгах» значительно меньше вагонов и, соответственно, мест, чем в привычных электричках. Когда они заменят стандартные составы на диаметрах, многим придется ездить стоя. А считать эти маршруты чисто городскими — ошибка. Большинство пассажиров будут проводить в пути от 30 до 45 минут, ехать из Подмосковья в Москву, и стоять все это время будет не очень комфортно.

Внутри «Иволги». Фото: Кирилл Балберов.

Второй явный недостаток — это явно недостаточное и не самое удачное расположение USB-разъемов для зарядки.

А вам уже довелось прокатиться на «Иволге»? Какие впечатления?