Сегодняшний вечер стал для меня настоящим откровением. Я всегда считал себя ценителем тайской уличной еды, но теперь понимаю, что лишь скользил по поверхности, не зная ни её истинной глубины, ни предназначения. Несмотря на всю свою открытость к кулинарным экспериментам и привычку к острой пище, я ограничивался всего пятью-семью знакомыми блюдами, выбирая их в основном по внешнему виду.
Предубеждение против «сукуяки»
Например, меня всегда отталкивала целая категория тайских блюд с соусом «сукуяки» — название для русского слуха звучит, мягко говоря, неаппетитно. Этот густой, тягучий соус, который не стоит путать с его японским тёзкой, своим видом напоминал мне нечто совсем неприглядное, и я его упорно избегал.
Вечер в Донсаке: момент истины
Всё изменилось в городе Донсаке. Это небольшой городок, откуда отправляются паромы на Самуи, но я оказался не у самой переправы с её туристически пресными кафе, а в глубине городка. Было уже вечером, я смертельно устал после двух дней непрерывных поездок и просто не мог сесть за руль, чтобы искать еду. Чувство голода в таком месте, где жизнь затихает к семи-восьми часам, — серьёзная проблема. И тут, прямо напротив неожиданно уютного и чистого отельчика (редкость за 500 бат), я увидел ту самую «макашницу» — уличную палатку, где готовили лапшу с тем самым «соплеобразным» соусом. От отчаяния и любопытства я решился.
Вкусовое откровение
И это было волшебство. Толстая, по-домашнему упругая лапша, кусочки свинины с лёгким дымным привкусом, свежая зелень и тот самый неэстетичный, но невероятно вкусный соус. Я щедро полил всё это ещё и острым соусом с маринованными зелёными перчиками чили… М-м-м! Это был взрыв вкуса.
Слетающая шелуха снобизма
Я наслаждался едой, сидя за простым металлическим столиком на табуретке, и чувствовал, как с меня окончательно спадает последняя шелуха прежнего высокомерия. Почему-то вспомнились дорогие костюмы, ужины в пафосных ресторанах вроде «Балчуга», напускная важность и многозначительные разговоры о «бизнесах и услугах», которые заканчивались модным тогда среди мужчин за сорок словечком «обнимаю». В конце нулевых это было частью странного этикета.
Настоящее и внушённое удовольствие
И я понял, что ни капли не скучаю по тому. Речь не о том, чтобы удариться в нищебродство или показной аскетизм, как, наверное, уже подумали некоторые. Дело в другом. Существует удовольствие реальное, идущее изнутри, и удовольствие внушённое, навязанное извне. У каждого они свои. И понять, в чём твоё настоящее удовольствие, — никогда не поздно. Даже когда тебе под пятьдесят, и ты сидишь на табуретке у уличной палатки в тайской глубинке. Возможно, именно здесь это понимание приходит вернее всего.
