Ледяные трамваи Петербурга: как обходили запрет и катались по Неве

Меня давно увлекает история общественного транспорта Санкт-Петербурга на рубеже XIX и XX веков. Это невероятно живая и захватывающая тема! Недавно я погрузилась в детали появления первого трамвая и вспомнила о его уникальном «прародителе» — трамвае, который ходил не по улицам, а по льду. Как же он работал и почему исчез?

Почему трамвай не пускали на улицы

Главной преградой для развития трамвая в Петербурге стали хитрые владельцы конки — предшественника электрического транспорта. Конка представляла собой вагон, который по рельсам тянули лошади. Её хозяева заключили с городскими властями долгосрочный контракт, который давал им исключительное право на пассажирские перевозки по улицам. Фактически это означало запрет на запуск любого нового вида общественного транспорта. Договор был рассчитан минимум на 15 лет, после чего город мог выкупить права на конку, либо же через 40 лет соглашение теряло силу само собой.

Как нашли лазейку во льду

Но прогресс не остановить. В Европе уже вовсю ходили электрические трамваи, а Петербург оставался в «конном» плену. Владельцы конки, однако, не учли одну важную деталь: в договоре речь шла только об улицах. Этой лазейкой и воспользовались предприимчивые конкуренты. «Если нельзя по улицам, значит, можно по воде!» — решили они. Или, точнее, по льду.

В конце 1890-х годов Финляндское Общество лёгкого пароходства проложило первую трамвайную линию прямо по замёрзшей Неве. Зимы в те годы стояли суровые, лёд был крепким и устойчивым, поэтому с конца января по март трамвай исправно перевозил пассажиров через реку.

Маршруты ледового трамвая

Трамвайная переправа по льду Невы (1900-1907 гг.):

https://pastvu.com/p/138837

А вот как это место выглядит сегодня (фото пришлось склеить из двух кадров):

Ещё один ракурс: трамвайная переправа по льду Невы (1901-1904 годы) и современный вид того же места:

Всего существовало три маршрута ледового трамвая: от Зимнего дворца до Мытнинской набережной (как на фото выше), от Сенатской площади до Васильевского острова и от Суворовской площади до Выборгской стороны.

Маршрут Сенат — Румянцевский сквер (1896-1900 гг.) и современный вид:

Ледяной трамвай просуществовал до 1910 года. К тому времени в городе уже вовсю работал обычный электрический трамвай, запущенный на улицах после окончания действия монополии конки. Так закончилась эпоха одного из самых необычных транспортных экспериментов в истории Петербурга.