Друг оказался вдруг. Как в горах я узнал своих старых знакомых совсем с другой стороны

Наш лагерь на высоте 3650 метров. В голове уже стучит — первые признаки высоты дают о себе знать.

По заданию Men's Health Russia я отправился покорять Эльбрус по его северному склону и на собственном опыте убедился в мудрости старой горной песни: для изнеженного городского жителя горы становятся уникальной возможностью увидеть старых друзей в совершенно новом свете. И, что не менее важно, открыть что-то новое в самом себе.

Путь к скалам Ленца

Склон уходил вверх, растворяясь в облаках. Наша группа, похожая на цепочку разноцветных точек, медленно ползла по белоснежному полотну в сторону скал Ленца — серо-коричневых нагромождений камней, разбросанных до высоты более пяти километров. Далеко внизу, уже почти неразличимые, остались наши палатки. Погода благоволила: солнце ослепительно сверкало на снегу, а две вершины Эльбруса четко вырисовывались на фоне бездонного синего неба.

Популярность гор и наш маршрут

В последние годы горы вошли в моду как объект эстетического восхищения: бренды выпускают стильную экипировку, фотографы ловят умопомрачительные кадры, а соцсети пестрят видами Непала, Кавказа и Альп. Мы же прилетели в Минеральные Воды, проехали несколько часов на машине и, выгрузив рюкзаки, отправились к вершине стратовулкана Эльбрус — высшей точке России (5642 метра).

Мы шли по северному склону, менее популярному у туристов, чем южный. На юге — вся инфраструктура, комфортные приюты и связь. Многие там большую часть пути преодолевают на ратраках. У нас же все было аскетичнее: двадцатикилограммовые рюкзаки на плечах почти с самого низа и ночевки в палатках.

Первые дни и горняшка

В первый день за восемь часов мы добрались до отметки 2800 метров и заночевали. Утром, как я и ожидал по прошлому опыту, проснулся с тяжелой головной болью и чувством безысходности — классические спутники горной болезни, напоминающие мне самое жуткое похмелье в жизни.

Наша команда. Я стою – второй справа.

Мы снова тронулись в путь. По мере набора высоты буйная зелень и цветущие луга сменялись суровыми, почти монохромными пейзажами. Появился снег — сначала грязноватый, а чем выше, тем ослепительнее белый.

Отмахав еще часов десять во второй день, мы достигли базового лагеря для штурма вершины — с высоты 3600 метров до цели оставалось около десяти часов хода. На небольшой площадке у склона ютились десятки палаток, среди которых были и наши.

Высотные метаморфозы

Где-то с этой отметки с многими восходителями начинают происходить удивительные превращения, которые порой интереснее окружающих видов. Причина — в экстремальных нагрузках, непривычных для городского ритма, и высотной гипоксии. Простыми словами, на высоте каждый шаг дается с невероятным трудом: дышишь не полной грудью, а как будто половиной легкого. Даже по ровному идти тяжело, а уж несколько часов в гору — настоящее испытание.

«Внизу ты можешь быть хоть трижды здоровяком, бегать марафоны и жать штангу, а на высоте силы могут тебя покинуть. Это нормально!» — поясняет наш гид Максим Богатырев, ведущий нас к вершине.

На привале.

Испытание характером

У некоторых из нашей группы сдавали не только мышцы, но и нервы. Вот Миша, высокий крепкий парень, первую половину пути шел уверенно и легко. Я был уверен, что он точно будет на вершине. А потом будто что-то щелкнуло: Миша внезапно заявил, что ему не нужна никакая вершина, устроил сцену и отправился вниз. Богатырев, повидавший разные горы по всему миру, включая Эверест и опасную Аконкагу, сказал мне: «Бывает сложно предугадать, как человек проявит себя на высоте. Я видел, как здоровенные качки в городах на 4500 метрах превращались в нытиков. Однажды топ-менеджер крупной компании устроил мне настоящую истерику».

Ночной штурм и маленькие победы

На штурм вершины мы вышли ночью, но не все. Пара человек осталась в лагере — не было сил. А вот Арсений — коллега, с которым мы несколько лет сидели за соседними столами в офисе. Он никогда не увлекался экстремальным спортом. Сначала, казалось, силы окончательно покинули его: он повалился на снег и объявил, что его поход окончен. А потом, словно отыскав внутри какой-то скрытый ресурс, поднялся и пошел дальше: крошечными шажками, с постоянными остановками, но неуклонно вверх.

Мы с ним вдвоем плелись в самом хвосте группы. Тащились, оседали на снег, но двигались. Я подбадривал нас обоих: «Давай, десять шажков. Топ-топ. Потом минута отдыха».

Тогда этот план казался нам гениальным: десять шагов и минута передышки. Именно так мы за час преодолели около сотни метров по вертикали!

Гид — супергерой в стоптанных кроссовках

А наш гид Максим из простого парня из Майкопа (встретил нас в аэропорту в спортивных штанах и стоптанных кроссовках) вдруг превратился в настоящего супергероя. Пока мы еле переставляли ноги и хватали ртом разреженный воздух, Богатырев легко и уверенно двигался по склону, контролировал обстановку и успевал поддержать каждого. В тот момент я вспомнил историю, о которой когда-то писал: Максим вынес нескольких обессилевших людей из «зоны смерти» в Китае с высоты 7000 метров, заворачивая их в спальники и стаскивая по одному. Позже, когда на Эльбрусе разыграется буран, а ветер будет дуть со скоростью машины на трассе, когда у одной из девушек из-за ледяной крошки временно пропадет зрение, именно Максим уверенно выведет всех через трещины и метель вниз, к лагерю.

Буран и решение отступить

Из-за разыгравшейся непогоды на вершину в тот раз не поднялся никто из нашей группы.

Я же развернулся раньше других, еще до бурана, на высоте около 4800 метров. Начавшийся с утра сухой кашель выворачивал меня наизнанку, и, вспомнив, как однажды спустился с гор с воспалением легких, я решил не рисковать.

Буран. Ничего не видно на расстоянии вытянутой руки.

Откровение на склоне

Уже потом, анализируя пережитое, я понял, что горы могут быть прекрасны и без покорения вершины. И еще там, на склоне, до меня дошла простая, но важная мысль: в городе, где мы проводим большую часть жизни, о людях вокруг мы на самом деле не знаем почти ничего. Годами можно считать Вадима О. хорошим другом: он пять раз отвозил тебя пьяного на такси, одалживал деньги до зарплаты, дарил на день рождения картину любимого художника… Но все это не значит ровным счетом ничего. Как поведет себя этот самый Вадим, когда уровень нагрузок превысит все мыслимые пределы?

Послевкусие и новые знания

«Какие банальные мысли», — подумал я, отправляя в рот кусок шашлыка. Спустившись вниз, мы сидели с Арсением в кафе в Пятигорске. Я налил себе еще вина и подумал: зато теперь я точно знаю, как Арсений (любитель смешных роликов и хороших книг) способен идти вперед, когда не хватает воздуха и после каждого шага хочется сесть и больше никогда не вставать.

Я достал телефон и написал своему другу детства в Питер: «Надо нам сходить в горы…» Нет, пока так и не сходили.

Фото Александры Ениной.

Zorkinadventures. Мужские истории. Рассказы о вещах, удивительных местах и героях. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации!Присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.