Август.

Ул.Малахия Белова
Стоянка поезда – 2 минуты. Я даже уточнил у проводницы, а со всех ли вагонов будут выпускать? Вопрос был порожден тем, что в Данилове ремонтируют перрон и выпускали только через 5 вагонов с конца. По итогу – вылезти успели. И даже несколько опешили от убранства вокзала.

Отреставрировали его несколько лет назад, эдакий деревянно-кирпичный симбиоз. Номера платформ оформлены особым шрифтом, что добавляло шарма. Нечто подобное по дороге мы видели, проезжая Нерехту.
В отличие от Ярославля, здесь уже есть пустыри, лужайки, в общем, пространство упаковано совсем по-другому. Мы, по традиции, заходим в первую «Пятерочку», берем кофе (и сочень с творогом), садимся на каком-то красивом пятачке рядом с разваливающейся мануфактурой. Атмосферно.

Итак, один из самых известных локальных (и не очень) брендов.
Сразу отмечаешь, что есть рейсовые автобусы, на перекрестке успевает скопиться пробка из авто. В общем, Шуя, конечно и меньше Ярославля, но отнюдь не сельская пастораль – видно, что народ двигается. По крайней мере, в этой части города.

Прядильная фабрика.

Затем переходим реку Тезу – для небольшого города достаточно обширная мертвая зона. Берега активно поросли американским кленом, а сама река (о существовании которой я узнал совсем недавно) совсем не миниатюрная. Здесь тоже мешанина из архитектуры – что-то советское перемежается с дореволюционным. Памятник Бальмонту стоит рядом с литературно-краеведческим музеем и бросается в глаза на фоне достаточно однотипных домов. Рядом с ним – какой-то пруд. Уже позже выясняю, что это ров бывшего Шуйского кремля.

Дошли до Посылинского моста и вернулись – через площадь Ленина пошли к гостиным рядам. Где-то на моменте выхода к рядам мы и заприметили знаменитую Шуйскую колокольню.
-Интересно, можно ли туда подняться? О, смотри, там люди! – воскликнул Вовка, закидывая голову куда-то вверх.
Под колоколами действительно ходили люди. Вот уж не думал, что второй раз за два дня на высоту меня, горного туриста, потащит мой более «равнинный» друг.

Колокольня Воскресенского собора.
Билет-пожертвование стоил 100 рублей. По соотношению цена/качество Шуйская колокольня мгновенно вышла в топы среди всех смотровых, которые я когда-либо посещал. Занятно, что по дороге, поднимаясь по длинной деревянной винтовой лестнице, на стенах ты видишь целую галерею, в которой представлены самые высокие колокольни России. Согласно ей, Шуйская занимала второе место, уступая лишь Петропавловской крепости (та 122 метра, Шуйская – 106,5).

Пара кадров с колокольни.

Виды обворожительные. Сразу можно рассмотреть и разнородный город – исторический центр, одноэтажную периферию, промышленные предприятия (активно дымило какое-то мебельное производство на окраине). Хотелось снимать «кружки», фотографировать и фотографироваться.
В отличие от Суздаля, здесь практически не было посетителей, кроме нас, что тоже импонировало.
Зарядил хороший ливень. Несмотря на это, на смотровой было приятно находиться. Но поскольку у нас был достаточно плотный график посещения всех городов в этой поездке, то надо было осмотреть еще что-то в городе, кроме центра.
Переоделся. Пожалуй, это единственный раз, когда я за поездку надел берцы. Все остальные дни я их протаскал в рюкзаке.
Пообедали в столовой в центре, пережидая дождь. Времени оставалось немного, но я хотел пройтись хотя бы по окраине – по улицам Спортивной и Генерала Белова. Тут Шуя представала отнюдь не с парадной, исторической, а рутинной стороны. Хотя я поползал по гибриду в Яндекс.картах – неудивительно, учитывая, что значительную часть занимают в/ч.
Несмотря на попытки дождя еще покапать, хороший дождь все-таки мы переждали в столовой. Впрочем, после дождя всякие нюансы, в виде разбитого асфальта актуализировались и на них больше обращаешь внимание. Володя в это время обращал внимание, что очень много оранжевых автомобилей – парочка раритетных «Москвичей», какой-то Форд Фокус. Достаточно высокая концентрация для не очень большого города.
-Мы возвращаемся на автобусе?
-Нет, на электричке.
По итогу за нами приехал компромиссный вариант – рельсовый автобус.
Напоследок хотелось бы остановиться на одном из самых привлекательных вокзалов, которые мне удалось посетить (а посетил я их немало в РФ). Во-первых, нет театра безопасности. Во-вторых, по соотношению трафика – очень вместительный зал ожидания. Для кого-то покажется бедноватым, а для кого-то бедным – но нет многочисленных киосков, буфетов, автоматов по выдаче кофе и прочих объектов. Хотелось бы больше интеллектуально нагруженных объектов – стендов с локациями города, историей, известными горожанами-железнодорожниками. Буккроссинг, например. Почему нет?
Уже вечером, когда мы отдыхали в Иваново, Володя прочитал, что оказывается в Шуе есть еще производство компов «Аквариус». Я про такую марку не слышал, но был сильно удивлен подобной промышленной специализации. Шуя для меня была небольшим городом, который известен водкой, ситцем и мылом. Позже – добавилось еще производство музыкальных инструментов. Но компы?
Если ужать, то построен был завод еще в СССР, имел зарубежных партнеров (ФРГ и Тайвань), и поставляла технику в высшие госструктуры.
Обратите внимание: 5 причин, по которым я решила провести карантин в Грузии, а не в России.
После развала Союза партнеры ушли, а производство осталось. Вот так вот – в густых смешанных лесах Ивановской области можно найти не только ситец с водкой, но и высоченную колокольню и технологии (возможно, тоже высокие).Ноябрь.
С Таней мы уже приехали в темноте, хотя было начало седьмого. Чувствовался все же ноябрь (да и долог ли день поздней осени?). Будучи уже опытным, мы сняли квартиру неподалеку от центра, но и чтобы до вокзала было недолго – минут 20 пешком. На сегодня хватило и Кинешмы с Иваново. Региональный центр мы посмотрели совсем немножко – час прогуливались от вокзала до дома-корабля и Воскресенского собора. Зато оценили интерьер вокзала, вытянутую церковь на привокзальной площади и огромные советские мозаики.
А вот третьему по численности населения городу Ивановской области посвятили целый следующий ноябрьский день. Сложновато расписывать, чтобы не повториться, но я постараюсь.
Прежде чем подняться на колокольню, дошли до городского парка, который находится рядом с кладбищем и набережной.

Теза и участок набережной.
Я не совсем понял, зачем построили подмостки так далеко от воды, но, в любом случае, элемент урбанины придавал некоторого эстетичного лоска этому месту. Несмотря на прохладную погоду, наблюдать за поймой Тезы в этой атмосфере «Сталкера» было приятно. Для антуража не хватало еще развалин каких-нибудь типовых советских многоэтажек. Хотя колесо обозрения и парк аттракционов не функционировали – вот тебе и припятские параллели!

Завершая постъядерный пассаж: на местном кладбище отчетливо выделяется монумент ликвидаторам. В целом, обращаю внимание при посещении подобных локаций, что обелиски по случаю катастрофы на ЧАЭС начинают появляться активно в последнее время (несколько лет назад я обнаружил такой в Кирове, тоже достаточно свежий). Притом по специализации Шуя далековато от Припяти во всех экономических смыслах – вряд ли здесь были специалисты соответствующего профиля. Хотя, возможно, речь шла о военнослужащих, которых в Ивановской области достаточно.

Воскресенский собор изнутри.
Заглянули в храм, прежде чем подняться на колокольню. На контрасте показалось очень тепло. А вот на смотровой задувало.

Такой ракурс в августе не фотографировал.
Поскольку подход «посмотреть центр и написать лонгрид» это явно не про меня, то решил забуриться во всевозможные секторы частной застройки, которые обжимали городской центр по периферии. Для начала отправились на юг – поискали красивые наличники. Таня по дороге отметила, что рядом с центром очень богатые частные дома (деревянные), которые затем сменяются пятиэтажками близ фабрик, а за ними – либо деревянные дома попроще (некоторые, судя по всему, брошенные), либо кирпичные особняки в несколько этажей, уже без палисадников, за глухими заборами. В общем, можно проследить время постройки.

Невероятные коллаборации: в здании особняка располагается детский сад, а сбоку - обелиск жертвам политических репрессий.
Еще во время первого приезда обратил, что на карте города – выжженное пространство с огромными плацдармами. Учитывая, частую опасность БПЛА нетрудно догадаться, что регион до сих пор концентрирует в себе значительную военную инфраструктуру. К слову, из-за этого телеграм работает из рук вон плохо, однако если в Кинешме ВК еще как-то тянул, то здесь не работали почти никакие соцсети и мессенджеры.
За время осмотра южной части города продолжали охотиться за наличниками. После этого в «Каравайке» достаточно медитативно пообедали.

Прядильная фабрика с другой стороны.
Прогулялись поближе к вокзалу, поглазели на «Шуйский ситец» в соответствующем магазине. Занятно, что существенный % номенклатуры производится в Узбекистане (дорогая рабочая сила, об этом – чуть позже). Минуя благоустроенный пятачок перед Октябрьским мостом, прошли вдоль хорошо сохранившихся руин прядильной фабрики. Затем, перебравшись через руч.Сеха – уже брошенные корпуса Шуйско-Тезинской фабрики и Металлопрокатного завода. Чуть далее, на 1-й нагорной – машзавод им.Фрунзе (судя по виду, тоже не особо функционирует). Хотя вот насчет «Тезинки» могу сказать, что ведется активный набор сотрудников. Швеям обещают до 75 тыс. Неплохо для региона.

Ближе к "Тезинке".
Челночно осматриваем северную часть города и выходим на Посылинский мост. Отсюда хочется сфотографировать колокольню в темноте, возвышающуюся над лесами в пойме Тезы.
Заценили местный кинотеатр «Родина». Площади бывших советских ДК активно эксплуатируются местным мелким бизнесом (таковы реалии времени). После кино зашли поужинать в одно из местных заведений. Что порадовало – на примере общения бармена и клиентуры, которая приходила сюда, чувствовался вайб небольшого города. Ощущение будто бармен знал всех присутствующих поголовно, а многие из случайно пересекающихся здесь – были знакомы друг с другом и пришли сюда не сговарвиаясь. Ласкающий уют плотных социальных связей – роскошь, недоступная жителям мегаполиса.

Кошечка.
Весь день, словно под эффектом Баадера-Майнхоф, обращаю внимание на людей на велосипедах. Мне кажется, что когда молодежь гоняет на самокатах – это блажь и тренд, а вот когда у тебя значительная часть пенсионеров залезают на стандартные фиксы с корзинами, и ездят по делам – напрашивается вектор развития городской среды, направленный на создание соответствующей инфраструктуры. И это точно будет отличным дополнением к дореволюционному вокзалу и бренду «духовного центра Ивановской области».

Часть литературно-краеведческого музея.
У меня было заготовлено название для лонгрида по всей Ивановской области, состоящая из трех частей – по Шуе, Кинешме и Юрьевцу. Однако совершив вторичную поездку в ноябре в два города из трех, понял, что придется писать 3 отдельных лонгрида, а не один. И пришлось название менять. Так вот Шуя – это квинтэссенция Центральной России. Небольшой населенный пункт, расположенный в достаточно плотной российской ойкумене, со специализацией на нересурсных отраслях – машиностроении, пищевой и химической промышленности, со значительным историческим бэкграундом (Шуя известна, как минимум, с 1539 года), а также играла роль в управлении российским государством – последний из Рюриковичей был Василий Шуйский. Религия прочно вбита в этос города колоссальными сооружениями (колокольня Воскресенского собора), а ландшафты – типичные среднерусские, на небольшой, некогда судоходной реке. Добавьте сюда еще военную часть, вооруженную высокоточными ракетами – портрет России в миниатюре.

Вид с заводских лав на ночную колокольню.
Либо же Шую можно назвать «праздник, который всегда с тобой». Основные товары, которыми известен город – это текстиль, мыло, водка и гармонь. Ну не праздник ли?
Отдельная подборка красивых домиков с наличниками - здесь.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Шуя: квинтэссенция Центральной России или праздник, который всегда с тобой.
