Август.

Ул.Малахия Белова
Поезд остановился всего на две минуты. Я даже переспросил у проводницы, откроют ли двери во всех вагонах, вспомнив похожую ситуацию в Данилове, где из-за ремонта перрона выходили только через несколько последних вагонов. Нам повезло — мы успели выскочить и были приятно удивлены видом вокзала.

Его отреставрировали несколько лет назад, и теперь это гармоничное сочетание дерева и кирпича. Особый шрифт на указателях платформ придает месту особый шарм. Похожее оформление я уже видел из окна поезда, проезжая Нерехту.
В отличие от Ярославля, здесь больше свободного пространства — пустыри, лужайки, городская среда устроена иначе. По нашей привычке, мы сразу зашли в первую попавшуюся «Пятерочку», взяли кофе и сочень с творогом, и устроились на лавочке рядом с полуразрушенным зданием старой мануфактуры. Атмосфера была совершенно особенной.

Итак, один из самых известных локальных (и не только) брендов.
Сразу бросается в глаза оживленное движение: рейсовые автобусы, пробка из машин на перекрестке. Шуя, конечно, меньше Ярославля, но это отнюдь не сонная деревушка — здесь кипит жизнь, по крайней мере, в этой части города.

Прядильная фабрика.

Затем мы перешли реку Тезу — для небольшого города это довольно обширная и безлюдная зона. Берега густо заросли американским кленом, а сама река, о существовании которой я узнал недавно, оказалась довольно широкой. Архитектура здесь представляет собой причудливую смесь: советские постройки соседствуют с дореволюционными. Памятник поэту Бальмонту рядом с литературно-краеведческим музеем ярко выделяется на фоне довольно однотипных домов. Рядом — небольшой пруд, который, как я позже выяснил, является остатком рва древнего Шуйского кремля.

Дойдя до Посылинского моста, мы повернули назад и через площадь Ленина вышли к гостиным рядам. Именно там, среди торговых рядов, мы впервые увидели знаменитую Шуйскую колокольню.
- Интересно, можно ли туда подняться? Смотри, там наверху люди ходят! — воскликнул Володя, задрав голову.
Действительно, под колоколами виднелись фигуры. Никогда бы не подумал, что мой друг, не особый любитель высоты, второй раз за два дня затащит меня, бывалого горного туриста, на какую-нибудь колокольню.

Колокольня Воскресенского собора.
Билет, оформленный как пожертвование, стоил всего 100 рублей. По соотношению цены и впечатлений Шуйская колокольня мгновенно вошла в число лучших смотровых площадок, которые я когда-либо посещал. Забавно, что, поднимаясь по длинной деревянной винтовой лестнице, на стенах можно увидеть целую галерею с изображениями самых высоких колоколен России. Согласно ей, Шуйская занимала почетное второе место, уступая лишь колокольне Петропавловского собора в Петербурге (122,5 метра против 106,5).

Пара кадров с колокольни.

Виды сверху были завораживающими. Как на ладони был весь разнородный город: исторический центр, одноэтажная периферия, промышленные зоны (на окраине активно дымило какое-то мебельное производство). Рука так и тянулась к фотоаппарату, хотелось снимать панорамы и делать селфи.
В отличие от туристического Суздаля, здесь кроме нас практически никого не было, что только добавляло очарования.
Неожиданно зарядил сильный ливень. Несмотря на непогоду, на смотровой площадке было удивительно приятно. Но график нашей поездки был плотным, и нужно было успеть посмотреть в городе что-то еще, кроме центра.
Пришлось переодеться. Пожалуй, это был единственный раз за всю поездку, когда я надел берцы. В остальные дни они просто лежали в рюкзаке.
Обедали в столовой в центре, пережидая дождь. Времени оставалось немного, но я хотел пройтись хотя бы по окраинам — по улицам Спортивной и Генерала Белова. Здесь Шуя представала не с парадной, исторической стороны, а с будничной, рабочей. Я даже немного заблудился, сверяясь с Яндекс.Картами, что неудивительно, учитывая, что значительную территорию здесь занимают военные части.
Несмотря на попытки дождя продолжиться, основную его порцию мы переждали в столовой. После дождя все недостатки, вроде разбитого асфальта, стали заметнее и привлекали больше внимания. Володя же в это время заметил необычно много оранжевых автомобилей — пару раритетных «Москвичей», какой-то Ford Focus. Довольно высокая концентрация для небольшого города.
- Мы возвращаемся на автобусе?
- Нет, на электричке.
В итоге за нами приехал компромиссный вариант — рельсовый автобус.
Хочу отдельно отметить вокзал — один из самых приятных, что я видел в России (а повидал я их немало). Во-первых, здесь нет излишней театральности с безопасностью. Во-вторых, зал ожидания очень просторный для такого пассажиропотока. Кому-то он может показаться скромным или даже бедным — нет навязчивых киосков, буфетов, кофейных автоматов. Но мне бы хотелось больше интеллектуально насыщенных объектов: стендов с информацией о городе, его истории, известных жителях-железнодорожниках. Почему бы не организовать, например, буккроссинг?
Уже вечером, отдыхая в Иваново, Володя прочитал, что в Шуе, оказывается, есть еще и производство компьютеров «Аквариус». Я о такой марке не слышал и был сильно удивлен такой промышленной специализации. Для меня Шуя всегда была небольшим городом, известным водкой, ситцем и мылом. Позже добавилось производство гармоней. Но компьютеры?
Если вкратце, то завод был построен еще в СССР, имел зарубежных партнеров (ФРГ и Тайвань) и поставлял технику в высшие государственные структуры.
Обратите внимание: 5 причин, по которым я решила провести карантин в Грузии, а не в России.
После распада Союза партнеры ушли, но производство осталось. Вот так — в густых лесах Ивановской области можно найти не только ситец и водку, но и высоченную колокольню и высокие технологии.Возвращение в ноябре
Ноябрь.
С Таней мы приехали уже в темноте, хотя было всего начало седьмого. Чувствовалась поздняя осень (а разве ноябрьский день бывает долгим?). Уже наученные опытом, мы сняли квартиру недалеко от центра, но так, чтобы и до вокзала было рукой подать — минут 20 пешком. На этот день хватило впечатлений от Кинешмы и Иваново. Региональный центр мы осмотрели лишь мельком — час гуляли от вокзала до дома-корабля и Воскресенского собора. Зато успели оценить интерьер вокзала, вытянутую церковь на привокзальной площади и огромные советские мозаики.
А вот третьему по величине городу Ивановской области мы посвятили целый следующий ноябрьский день. Сложно описывать, чтобы не повторяться, но я постараюсь.
Прежде чем снова подняться на колокольню, мы дошли до городского парка, расположенного рядом с кладбищем и набережной.

Теза и участок набережной.
Я не совсем понял, зачем построили променад так далеко от воды, но в любом случае этот элемент благоустройства придавал месту некоторый лоск. Несмотря на прохладную погоду, наблюдать за поймой Тезы в этой слегка «сталкерской» атмосфере было приятно. Для полного антуража не хватало только развалин типовых советских многоэтажек. Хотя колесо обозрения и парк аттракционов не работали — вот тебе и прямые параллели с Припятью!

Завершая постъядерную тему: на местном кладбище выделяется монумент ликвидаторам аварии на ЧАЭС. Вообще, я замечаю, что подобные обелиски стали появляться во многих городах в последние годы (несколько лет назад я видел свежий памятник в Кирове). Хотя Шуя далека от Припяти во всех экономических смыслах — вряд ли здесь было много специалистов соответствующего профиля. Возможно, речь идет о военнослужащих, которых в Ивановской области всегда хватало.

Воскресенский собор изнутри.
Мы заглянули в храм перед подъемом на колокольню. Внутри было тепло и уютно, что особенно чувствовалось на контрасте с пронизывающим ветром на смотровой площадке.

Такой ракурс в августе я не фотографировал.
Поскольку подход «посмотреть только центр и написать большой пост» — это явно не про меня, я решил исследовать различные районы частной застройки, окружающие исторический центр. Для начала мы отправились на юг — в поисках красивых резных наличников. Таня по дороге отметила, что рядом с центром стоят богатые деревянные дома, которые затем сменяются пятиэтажками возле фабрик, а за ними — либо более скромные деревянные дома (некоторые, судя по всему, заброшены), либо кирпичные особняки в несколько этажей, уже без палисадников, за глухими заборами. По архитектуре можно было буквально читать историю города.

Невероятные коллаборации: в здании особняка располагается детский сад, а сбоку - обелиск жертвам политических репрессий.
Еще во время первого приезда я обратил внимание, что на карте города видны огромные «выжженные» пространства — плацы. Учитывая современные реалии, нетрудно догадаться, что регион до сих пор концентрирует в себе значительную военную инфраструктуру. К слову, из-за этого телеграм работал из рук вон плохо, а если в Кинешме ВК еще как-то тянул, то здесь не работали почти никакие соцсети и мессенджеры.
Пока мы осматривали южную часть города, продолжалась охота за наличниками. После этого мы медитативно пообедали в кафе «Каравайка».

Прядильная фабрика с другой стороны.
Прогулялись поближе к вокзалу, заглянули в магазин «Шуйский ситец». Занятно, что существенная часть ассортимента сейчас производится в Узбекистане (видимо, из-за более дешевой рабочей силы, но об этом чуть позже). Пройдя мимо благоустроенной площадки перед Октябрьским мостом, мы прошли вдоль хорошо сохранившихся руин прядильной фабрики. Затем, перебравшись через ручей Сеха, увидели уже заброшенные корпуса Шуйско-Тезинской фабрики и Металлопрокатного завода. Чуть дальше, на 1-й Нагорной — машиностроительный завод им. Фрунзе (судя по виду, тоже не особо работает). Хотя насчет «Тезинки» могу сказать, что там идет активный набор. Швеям обещают зарплату до 75 тысяч. Неплохо для региона.

Ближе к "Тезинке".
Челночно осмотрев северную часть города, мы вышли на Посылинский мост. Отсюда очень хотелось сфотографировать колокольню, возвышающуюся в темноте над лесами в пойме Тезы.
Оценили местный кинотеатр «Родина». Площади бывших советских ДК сейчас активно занимает мелкий бизнес — таковы реалии. После кино зашли поужинать в одно из местных заведений. Что особенно порадовало — по общению бармена и посетителей чувствовалась атмосфера маленького города. Создавалось впечатление, что бармен знает всех присутствующих, а многие гости, случайно встретившись здесь, были знакомы друг с другом. Этот уют плотных социальных связей — настоящая роскошь, недоступная жителям мегаполисов.

Кошечка.
Весь день, словно под эффектом Баадера-Майнхоф, я обращал внимание на людей на велосипедах. Мне кажется, когда молодежь гоняет на самокатах — это дань моде, а вот когда значительная часть пенсионеров ездит по делам на обычных велосипедах с корзинами — это говорит о многом. Напрашивается мысль, что городу нужна развитая велоинфраструктура. И это стало бы отличным дополнением к дореволюционному вокзалу и бренду «духовного центра Ивановской области».

Часть литературно-краеведческого музея.
У меня было заготовлено название для одного большого поста обо всей Ивановской области, состоящего из трех частей — про Шую, Кинешму и Юрьевец. Однако, совершив вторичную поездку в ноябре в два города из трех, я понял, что придется писать три отдельных материала. И название пришлось менять. Так вот, Шуя — это настоящая квинтэссенция Центральной России. Небольшой город в густонаселенной российской глубинке, со специализацией на несырьевых отраслях — машиностроении, пищевой и легкой промышленности, с богатой историей (Шуя известна как минимум с 1539 года), игравший роль в управлении государством (последний из Рюриковичей — Василий Шуйский). Религия прочно вписана в облик города грандиозными сооружениями (колокольня Воскресенского собора), а ландшафты — типичные среднерусские, на берегах некогда судоходной реки. Добавьте сюда военную часть с высокоточным вооружением — и получится портрет России в миниатюре.

Вид с заводских лав на ночную колокольню.
А еще Шую можно назвать «праздником, который всегда с тобой». Главные товары, которыми славится город, — это текстиль, мыло, водка и гармонь. Разве не праздник?
Отдельная подборка красивых домиков с наличниками - здесь.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Шуя: квинтэссенция Центральной России или праздник, который всегда с тобой.
