
Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
Хочу поделиться тревогой по поводу того, что в Нижнем Тагиле постепенно исчезает архитектурная ценность – здание больницы, которое представляет собой редкий образец позднего конструктивизма, построенный в эпоху первых пятилеток. Этот памятник обладает не только исторической, но и огромной архитектурной значимостью.

Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
История возникновения
Мне всегда было интересно, как зарождался этот архитектурный ансамбль. В 1931 году на востоке от исторического центра Нижнего Тагила началось масштабное строительство Уральского вагоностроительного завода и сопровождающего его жилого района, который местные жители ласково прозвали Вагонкой.

Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
Первые строители, как это часто бывало в те годы, обитали в довольно скромных условиях – бараках и землянках. Однако уже тогда появлялись отдельные каменные сооружения, которые символизировали грядущую комфортную жизнь. Больница стала седьмым по счету каменным зданием в этом районе, за что и получила в народе прозвище «седьмая каменная». Она была возведена на пересечении проспекта Вагоностроителей (ранее носившего имя Сталина) и улицы Орджоникидзе.

Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
Архитектурные особенности
Рассматривая планировку здания, я отмечаю, что оно выполнено в характерной для конструктивизма Г-образной форме. Длинная часть строения тянется вдоль спокойной и зеленой улицы Орджоникидзе, а более короткая – вдоль оживленного проспекта Вагоностроителей, который является главной транспортной артерией района.

Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
Особенно впечатляет закругление в месте соединения этих двух объемов – такой прием был весьма распространен в конструктивизме. Подобные скругленные углы и цилиндрические формы можно встретить в Екатеринбурге (например, в здании бывшей гостиницы "Исеть", Дома печати), но для Тагила это настоящая редкость. Архитекторы 1930-х часто использовали такие округлые формы для визуального оформления предполагаемых площадей, и в данном случае больница своим закругленным фасадом выходит на просторный перекресток.

Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
Хотя неизвестно, планировалась ли здесь изначально площадь, в процессе последующей застройки (в 1950-е годы и позже) действительно сформировалось обширное открытое пространство, обрамленное фасадами жилых домов и Машиностроительного техникума (ныне колледжа) в стиле сталинского ампира. На этом фоне высотный округлый объем больницы смотрится особенно выразительно.
Закругленная часть дополнительно подчеркнута поясами открытых балконов. Именно здесь расположен главный вход. Мне нравится, как первый этаж всех фасадов отделен выступающим карнизом и украшен рустом темно-красного цвета – это создает интересную игру объемов и фактур, делая его своеобразным пьедесталом для остального здания, которое визуально приподнимается над землей.

Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
Крыло вдоль улицы Орджоникидзе выше, чем вдоль проспекта, и завершается гладкой стеной, напоминающей аттик, что придает ему законченный вид. На проспект оно выходит высоким вертикальным объемом торца, в котором расположена лестница – еще один типичный для конструктивизма прием. Здесь же находится дополнительный вход с рядом окон над ним, освещающих лестничный пролет и подчеркивающих вертикальную динамику.
Крыло вдоль проспекта имеет протяженный открытый балкон по всей длине второго этажа. Завершается оно такой же полосой гладкой стены с небольшими квадратными чердачными окнами. Что особенно интересно – разные части здания имеют разную этажность: четыре со стороны проспекта, пять со стороны улицы Орджоникидзе и шесть в угловой части. Это создает впечатление, будто здание собрано из нескольких самостоятельных элементов, образующих сложную композицию.
Если посмотреть на здание сверху, в его плане можно разглядеть сходство с молотом – символом труда, чрезвычайно популярным в рабочем городе и вообще в СССР того времени.

Нижний Тагил. Здание больницы.
Обратите внимание: Мужики в юбках, ягодицы, натертые у памятника и дом с ЛГБТ-баннером: ох уж этот Мадрид.
Фото: Л.Е. ДобрейцинаСтилистические переходы
Строительство больницы велось во второй половине 1930-х годов, когда конструктивизм в СССР уже подвергался официальной критике, и архитектура переориентировалась на классицизм. Поэтому в здании прослеживаются переходные стилистические черты.
Например, здесь уже отсутствует сплошное ленточное остекление – вместо этого ровные ряды прямоугольных окон чередуются с простенками. В интерьерах можно обнаружить колонны и лепнину. Наряду с длинными балконами, подчеркивающими горизонтальные линии и закругления, использованы обычные небольшие прямоугольные балконы на одно или два окна, украшенные геометрическим орнаментом в стиле ар-деко.

Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
На фасаде вдоль улицы Орджоникидзе на уровне третьего и четвертого этажей присутствуют прямоугольные эркеры, которые создают своеобразные вертикальные акценты и打破了 монотонность горизонтальных линий. Со стороны двора видны трапециевидные эркеры. Окна разного размера придают фасадам сложный ритм и разнообразие. Плоские крыши – еще одна характерная черта конструктивизма.
Со стороны улицы Орджоникидзе к зданию примыкает жилой дом в том же стиле, где размещались квартиры для медицинского персонала. Эта часть ансамбля, к счастью, сохранилась в хорошем состоянии.

Нижний Тагил. Фото: Л.Е. Добрейцина
Загадка авторства и современное состояние
К сожалению, до сих пор не удалось установить имя архитектора этого уникального сооружения. Общий план застройки Вагонки (тогда Уралвагонстроя) разрабатывался в мастерской знаменитого московского архитектора-конструктивиста М.Я. Гинзбурга.
Гинзбург с помощниками работал в Нижнем Тагиле в начале 1930-х, а в 1934 году перебрался в Свердловск (эта группа также создавала проекты для районов Красный Камень и Ключики в Нижнем Тагиле, для Свердловска и Каменска-Уральского). Однако в его первоначальном плане больница отсутствовала. Зато было предусмотрено здание гостиницы, проект которой и решили переработать под больницу. Строительство продолжалось с 1936 по 1939 год, но кто именно из тагильских проектировщиков создал окончательный вариант, остается неизвестным.
Здание упоминается в исследовании екатеринбургского архитектуроведа Л.Н. Смирнова «Конструктивизм в памятниках архитектуры Свердловской области» (Екатеринбург, 2008), а также в работе нижнетагильских краеведов и искусствоведов «Нижний Тагил: на перекрестках веков» (Н. Тагил, 2002).
Об истории больницы подробно написал краевед Д. Кужильный в статье «Тагильские заброшки. «Седьмая каменная» – первая больница Вагонки» (АН «Между строк», 08.02.2022), где можно найти дополнительные сведения и фотографии здания разных лет.
Сейчас наблюдается печальная картина: больница варварски уничтожается. Как лечебное учреждение она прекратила функционировать еще в 1990-е годы, но долгое время находилась под охраной, и разрушения были не так заметны. В 2025 году, судя по всему, охрану сняли, и теперь здание стремительно приходит в упадок. К огромному сожалению, оно не включено ни в какие реестры памятников, подлежащих охране, что значительно затрудняет его защиту и сохранение для будущих поколений.
Фото: Л.Е. Добрейцина, Нижний Тагил. Краеведы Вагонки долгое время мечтали о создании экскурсионного маршрута по «Старой Вагонке». Он мог бы охватить кварталы, спроектированные группой Гинзбурга: здания в районе улиц Ильича, Орджоникидзе, Вагоностроителей и Правды, которые образуют ансамбль соцгорода 1930–1950-х годов. Предлагалось организовать цветную экскурсионную линию, подобную Красной линии в Екатеринбурге или Малахитовой линии в центре Нижнего Тагила. Но идея до сих пор не воплощена в жизнь. Судя по состоянию главного архитектурного памятника Вагонки, она, вероятно, так и останется нереализованной. Текст и фото: Л.Е. Добрейцина. Снимки сделаны 31 октября 2025 года. Больше интересных материалов можно найти в разделе «Путешествия» по ссылке: Путешествия. Оригинал статьи: В Нижнем Тагиле разрушается уникальный памятник эпохи первых пятилеток в стиле позднего конструктивизма.