
Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
Символ эпохи в беде
В Нижнем Тагиле я наблюдаю печальную картину разрушения здания больницы. Это не просто старая постройка, а уникальный памятник эпохи первых пятилеток, возведенный в стиле позднего конструктивизма, который сейчас находится в плачевном состоянии.

Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
Рождение района и "седьмой каменной"
История этого места началась в 1931 году, когда к востоку от старого города развернулось масштабное строительство Уральского вагоностроительного завода и прилегающего к нему жилого района. Этот район, который местные жители ласково прозвали Вагонкой, стал новым домом для тысяч рабочих. Первые строители, как это часто бывало в те годы, жили в очень суровых условиях — в бараках и землянках. Однако среди этого временного жилья уже тогда начали появляться отдельные каменные здания, которые служили символами грядущей комфортной и счастливой жизни.

Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
Именно седьмым по счету таким каменным строением и стала больница, возведенная на пересечении проспекта Вагоностроителей (в те годы носившего имя Сталина) и улицы Орджоникидзе. За это она и получила свое народное название — «седьмая каменная». Это здание было не просто функциональным объектом, а важным символом для всего нового района.

Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
Архитектурные особенности: форма и стиль
Здание имеет характерную для конструктивизма Г-образную форму. Его длинная часть тянется вдоль тихой и зеленой улицы Орджоникидзе, а короткая — выходит на оживленный главный проспект района, проспект Вагоностроителей. Особенно эффектно выглядит место соединения этих двух объемов — оно оформлено плавным закруглением, что также является типичным приемом для архитектуры того времени.

Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
Подобные скругленные углы или здания цилиндрической формы можно встретить в Екатеринбурге — вспомните бывшую гостиницу "Исеть", Дом печати или Дом контор. Но для Нижнего Тагила такая архитектурная находка была и остается большой редкостью. Градостроители 1930-х часто использовали округлые формы для обрамления будущих площадей. И здесь больница своим закругленным фасадом выходит на оживленный перекресток и открытое пространство проспекта, как будто намекая на несостоявшуюся площадь.

Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
Сложно сказать, планировалась ли здесь изначально площадь, но в ходе последующей застройки, особенно в 1950-е годы, вокруг действительно образовалось обширное открытое пространство. Его оформили фасадами жилых домов и зданием Машиностроительного техникума (ныне колледж) в стиле сталинского ампира. На их фоне высотный округлый объем больницы смотрится невероятно эффектно и контрастно.
Детали и композиция
Закругленная часть здания дополнительно подчеркнута поясами открытых балконов. Именно здесь расположен главный вход. Интересно оформлен первый этаж: он отделен выступающим карнизом и облицован рустом темно-красного цвета. Это создает выразительную игру объемов и фактур, делая первый этаж своеобразным пьедесталом для всего здания, которое визуально как бы приподнимается над землей.

Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
Крыло вдоль улицы Орджоникидзе выше, чем крыло вдоль проспекта. Оно завершается гладкой стеной, напоминающей аттик, что придает ему архитектурную завершенность. На проспект это крыло выходит высоким вертикальным торцом, в котором расположена лестничная клетка — еще один типичный для конструктивизма прием. Здесь есть дополнительный вход, а над ним — ряд окон, освещающих лестничный пролет и подчеркивающих вертикальную динамику.
Крыло вдоль проспекта отличается длинным открытым балконом, который тянется вдоль всего второго этажа. Завершается оно полосой гладкой стены с небольшими квадратными чердачными окнами. Что особенно интересно, разные части здания имеют разную этажность: четыре этажа со стороны проспекта, пять — со стороны улицы Орджоникидзе и целых шесть — в угловой закругленной части. Такое решение делает здание похожим на сложную конструкцию, собранную из нескольких разных объемов.
Если взглянуть на здание сверху, в его плане можно угадать сходство с молотом — образом, чрезвычайно популярным в рабочем городе и в СССР в целом как символ труда.

Нижний Тагил. Здание больницы.
Обратите внимание: Мужики в юбках, ягодицы, натертые у памятника и дом с ЛГБТ-баннером: ох уж этот Мадрид.
Фото: Л.Е. ДобрейцинаПереходный стиль: между конструктивизмом и классикой
Строительство больницы велось во второй половине 1930-х годов, в тот период, когда конструктивизм в СССР уже был официально осужден, и архитектура начала поворот в сторону неоклассицизма. Поэтому в облике здания читаются переходные, гибридные черты.
Например, здесь уже нет сплошного ленточного остекления, характерного для раннего конструктивизма. Вместо этого фасады прорезают ровные ряды прямоугольных окон, чередующиеся с простенками. В интерьерах, наряду с аскетичными конструктивистскими решениями, можно было встретить колонны и элементы лепнины. Помимо длинных балконов, подчеркивающих горизонтальные линии, использованы и обычные небольшие прямоугольные балкончики на одно-два окна, украшенные геометрическим орнаментом в духе ар-деко.

Нижний Тагил. Здание больницы. Фото: Л.Е. Добрейцина
На фасаде вдоль улицы Орджоникидзе, на уровне третьего и четвертого этажей, расположены прямоугольные эркеры. Они образуют своеобразные вертикальные тяги, разбивающие монотонность горизонтальных линий. Со стороны двора можно увидеть и эркеры трапециевидной формы. Окна в здании имеют разный размер, что придает фасадам сложный, живой ритм. Плоские крыши — еще одна характерная примета конструктивизма, которую здесь также можно наблюдать.
Со стороны улицы Орджоникидзе к основному зданию примыкает жилой дом, выдержанный в том же стиле. Квартиры в нем изначально предназначались для медицинского персонала больницы. И что печально, это единственная часть всего архитектурного ансамбля, которая сегодня находится в относительно хорошем состоянии.

Нижний Тагил. Фото: Л.Е. Добрейцина
Загадка авторства и историческая ценность
К сожалению, до сих пор не удалось точно установить имя архитектора, спроектировавшего это здание. Известно, что общий план застройки Вагонки (тогда Уралвагонстроя) разрабатывался в мастерской знаменитого московского архитектора-конструктивиста Моисея Гинзбурга. Он с помощниками работал в Нижнем Тагиле в начале 1930-х, но в 1934 году группа переехала в Свердловск. Однако в первоначальном плане Гинзбурга больницы не было. Зато был проект гостиницы, который и решили переработать под нужды лечебного учреждения. Строительство велось с 1936 по 1939 год. Кто из тагильских проектировщиков создал окончательный вариант, остается загадкой.
Несмотря на неизвестность автора, здание признано специалистами. Оно упоминается в серьезном исследовании екатеринбургского архитектуроведа Л. Н. Смирнова «Конструктивизм в памятниках архитектуры Свердловской области» (2008 г.), а также в работе нижнетагильских краеведов «Нижний Тагил: на перекрестках веков» (2002 г.). Подробную статью об истории больницы написал краевед Д. Кужильный, сопроводив ее архивными фотографиями.
Трагическое настоящее и туманное будущее
Сегодня это уникальное здание варварски уничтожается. Как лечебное учреждение оно перестало работать еще в 1990-е годы. Долгое время оно хотя бы охранялось, и разрушения были не столь стремительными. Однако, судя по всему, в 2025 году охрану сняли, и теперь памятник архитектуры стремительно приходит в упадок. Самое страшное, что здание не включено ни в один официальный реестр объектов культурного наследия, подлежащих охране, поэтому юридически защитить его крайне сложно.

Нижний Тагил. Фото: Л.Е. Добрейцина
Многие годы местные краеведы и энтузиасты вынашивали идею создания в районе Вагонки экскурсионного маршрута, подобного Красной линии в Екатеринбурге или Малахитовой линии в центре Нижнего Тагила. Маршрут по «Старой Вагонке» мог бы включить кварталы, построенные по плану группы Гинзбурга, и представить целостный ансамбль соцгорода 1930–1950-х годов.
К сожалению, эта идея так и осталась на бумаге. А глядя на нынешнее состояние лучшего архитектурного памятника Вагонки, начинаешь сомневаться, что она когда-либо будет реализована. Разрушение «седьмой каменной» — это не просто потеря старого здания. Это утрата важной части исторической памяти города, уникального свидетельства эпохи и образца редкой для Тагила архитектуры.
Текст и фото Л.Е. Добрейцина. Фотографии сделаны 31 октября 2025 года
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: В Нижнем Тагиле разрушается уникальный памятник эпохи первых пятилеток в стиле позднего конструктивизма.
