Объединяющая ненависть: почему мы, русские, предпочитаем дружить против кого-то, даже за границей

Помню, как восемь лет назад, только начав осваиваться на тайском острове Самуи, я столкнулся с явлением, которое поначалу показалось мне очень странным. Местное русское сообщество предложило мне «дружить» — но не просто так, а в составе одной группы соотечественников, направленной против другой.

Детский сад на тропическом острове

В то время остров был условно поделен между двумя «группировками». Их главным и, кажется, единственным умением была аренда жилья для своих же: они снимали дома подешевле, а потом через интернет сдавали их дорого русским туристам или зимовщикам. Вокруг каждой такой фирмы крутилась своя компания «друзей и сочувствующих» — более-менее постоянных русских жителей Самуи. И козни они строили сообща: от банальных банов и глупых жалоб на сайтах и в соцсетях до прямых запретов, под угрозой бойкота, пускать в свои заведения людей из враждебного лагеря. Мне, когда предлагали «дружбу», так прямо и заявили: «Если к тебе в ресторан зайдет кто-то из конкурентов, то наши люди к тебе ходить перестанут».

Выбор в пользу тишины и улыбок

Вся эта суета, напоминающая детский сад, меня совершенно не устроила. Поэтому я с самого начала решил держаться особняком от русских долгожителей острова — и так продолжаю до сих пор. И чувствую себя прекрасно. Ведь я уехал из России, в том числе, и потому, что формула «вся наша жизнь — борьба» никогда не была моим вариантом. Я предпочитаю решать вопросы мирно, дружить ради дела и позитивного результата, а не против кого-то, и просто улыбаться людям. Как точно заметил актер Серебрянников из Канады: «Я предпочту фальшивые улыбки искренней ненависти».

Частный случай общей скрепы

Эта история — всего лишь частный случай, иллюстрация того чувства, которое, как ни печально, часто скрепляет наше сообщество, даже вдали от родины. Пишу я эти строки на фоне комментариев к своей предыдущей статье — «Страна жестоких взрослых детей» — о запрете полетов в Грузию.

И снова наблюдаю тот же феномен: какой дружный всплеск патриотизма, какая одухотворяющая, высокохудожественная и неподдельная ненависть! Любо-дорого посмотреть, как россияне объединяются в своей неприязни к другой стране. Ирония в том, что наказали-то в этой ситуации нас самих, ограничив наши же возможности. А мы в ответ объединяемся в том, что у нас, увы, получается лучше всего — во взаимной вражде.

Детский сад продолжается. Все эти эскапады остаются на подростковом уровне и полностью укладываются в логику пословицы «назло отцу руку отрублю». От них так и веет детской обидчивостью, дворовой психологией и откровенным шпанизмом.