
Прогулка по Стрелецкому спуску.
Черноземье для меня — не самое привычное направление. Я всегда больше тяготел к Европейскому Северу и Уралу, местам, которые ближе моему духу, да и родился я как раз между ними. Если бы не поездка в Крым в мае, возможно, этот регион так и остался бы белым, хоть и парадоксально черноземным, пятном на карте моих странствий. Но судьба распорядилась иначе.

Вид на железнодорожный узел Ефремова с высоты.
До этого мой опыт ограничивался Белгородом осенью 2023-го. Но 31-й регион, который я в одном из своих текстов окрестил «Соединенными Штатами Беларуси», — это уже мейнстрим. Регион богатый, а в последние годы еще и оказавшийся на передовой событий. Не заметить его сложно. Совсем другое дело — глубинные районы Черноземья, вроде Липецкой области, или тот же юг Тульщины, который хоть и обладает плодородными почвами, но все же считается частью Центральной России.

С Тульской областью у меня сложились странные отношения. В детстве мы часто проезжали ее транзитом, но я, естественно, не вникал. Повзрослев и переехав в Москву, я стал пересекать ее ночью — поезда на юг обычно отправляются вечером, а просыпаешься уже совсем в других краях. А вот в мае удалось разглядеть ее из окна автомобиля: леса, плавно переходящие в лесостепь, бескрайние засеянные поля, мягкий, но ощутимый рельеф. Для меня, с моим «высокогорным шовинизмом», Среднерусская возвышенность казалась местом без особых сюрпризов, но пейзажи выглядели вполне достойно. Конечно, и в Туле, и в глубинке (я имею в виду те самые шахтерские поселки Подмосковного бассейна) хватает следов запустения и разного рода «утраханности».
Но во мне живет особое чувство — ресентимент, выражающийся в глубоком уважении к регионам, которые строят свою экономику на науке и обрабатывающей промышленности, а не просто на добыче ресурсов. И с этой точки зрения Тульская область кажется мне куда более респектабельной, чем, скажем, Белгородская, во многом зависящая от железорудной ренты.

Мой сегодняшний гид по городу.
Если бы не Таня, я бы в Ефремов точно не попал. Честно говоря, о существовании такого города я узнал от нее всего пару лет назад. Когда мы проезжали его в мае с остановкой, выяснилось, что это еще и моногород, выросший вокруг завода синтетического каучука (ЕЗСК). Сейчас судьба предприятия висит на волоске: сайт почти не обновляется, часть путей заржавела, а открытые источники пишут о финансовых рисках.
В этот раз я приехал в Ефремов уже в рамках семейного визита. К 31 году пора совмещать приятное с полезным, а в данном случае — с очень приятным.
С погодой нам невероятно повезло — сентябрь выдался на редкость теплым и сухим в средней полосе. Гулять по любому городу в таких условиях — сплошное удовольствие. Особенно когда маршрут планирует не ты.

Бывшее здание гимназии — один из архитектурных акцентов.
Первые впечатления и исторический контекст
Первая ассоциация, которая пришла в голову, — Череповец (совсем неожиданно!). Исторический центр расположен на высоком берегу реки с гордым названием Красивая Меча (меньше они не согласны!), и главная площадь, без ложной скромности, тоже Красная. В районе улиц Свердлова, Карла Маркса и Красноармейской сохранились островки исторической застройки, хотя в целом дореволюционных зданий в городе не так много. Для Центральной России 400 лет — возраст довольно юный (Ефремов основан в 1637 году). К тому же Великая Отечественная война нанесла серьезный урон жилому фонду — город был оккупирован в ноябре 1941-го и освобожден уже через месяц.

Параллель с Череповцом в том, что, с одной стороны, город не так стар для Европейской России (Череповец тоже моложе Вологды), а с другой — имеет статус моногорода. В моем представлении моногорода — это порождение плановой экономики, возникавшие как грибы после дождя в ходе индустриализации. Их возраст обычно исчисляется десятилетиями, редко — столетием.

И Ефремов из торгово-транспортного пункта превратился в важную индустриальную точку благодаря строительству ЕЗСК.
Меня, как человека с географическим складом ума, заинтересовал вопрос: почему именно здесь, на юге Тульской области, построили такой завод? Производство синтетического каучука — не рядовое даже по нынешним меркам, а в 30-е годы XX века это был настоящий технологический прорыв.
Объяснение оказалось прозаичным: удобное транспортное положение в густонаселенной Центральной России, а также, судя по всему, наличие кадров из химической отрасли и строителей — ведь неподалеку, в Новомосковске, уже возводили азотного гиганта.
Любопытный факт: сырьем для производства служил картофельный спирт, видимо, в ефремовских краях с этим прекурсором проблем не было.

Предприятие «Каргилл» на окраине.
Промзона и городская среда
Уже после войны, в рамках ударных строек, здесь появились и другие химико-пищевые производства: биохимический завод, глюкозно-паточный комбинат. Сейчас, пожалуй, стоит выделить «Каргилл», чье присутствие разбавляет свежий воздух города устойчивым запахом комбикорма.
Двигаясь от исторического центра в сторону комбината, замечаешь, как архитектура становится проще и утилитарнее. Вдоль центральных улиц выстроились аккуратные пятиэтажки с квартальной застройкой. От Красной площади город словно расходится веером.

Одно из школьных зданий в городе.
Однако по мере продвижения на запад попадаешь в почти сельскую часть города. Крепкие одноэтажные домики с добротными заборами — подобные я видел летом в Ивановской области. На карте этот квартал так и называется «Поселок». Жилые дома вынесены к улицам, а все хозяйственные постройки скрыты в глубине участков.
По дороге в центр мы заглянули в Центральный парк имени Бунина. Первый русский нобелевский лауреат по литературе имеет к городу прямое отношение — он часто здесь бывал, поскольку его брат приобрел в Ефремове дом. Кстати, сам брат и мать Ивана Алексеевича похоронены на местном кладбище. Сам же писатель, как известно, нашел последний приют в Париже.
Как рассказала Таня, в дореволюционные годы Ефремов стоял на магистрали, соединявшей Москву с курортами, поэтому здесь часто останавливались литераторы. Википедия подтверждает: кроме Бунина, в город заезжали Грибоедов, Тургенев (вспомним его «Касьяна с Красивой Мечи») и Паустовский. Бывали и другие, например, Лев Толстой.
Другое знаковое имя для города — Мясищев, известный авиаконструктор, создатель первого советского серийного реактивного стратегического бомбардировщика М-4. В музее истории завода имени Хруничева в Москве экскурсоводы рассказывают, что М-4 создавался как ответ американскому В-52. Таня заметила, что настоящий «культ» Мясищева в Ефремове стал формироваться лишь в последние годы (до своего отъезда в 2020-м она такого не наблюдала).

Любопытное сочетание шрифтов и архитектуры.
Ах да, совсем забыл — мы были здесь 13 сентября, в день города! Мне везет на такие совпадения. Уже не в первый раз, отправляясь в однодневную поездку, я совершенно случайно попадаю на местные празднования.

Зашли с Таней в кофейню. По дороге она поделилась, что в ее времена специализированных кофеен не было, а теперь, со слов бариста, появилось сразу две сетевых, да и при пекарнях всегда предложат что-нибудь бодрящее. (Таня уточнила, что бариста назвал Ефремов «городом бабл-ти»). В общем, диффузия глобальных трендов (кофеин — настоящая нефть XXI века) докатилась и до юга Тульской области.
В центре попадаются забавно раскрашенные пятиэтажки. Розовый дом, например, напоминает какую-то брежневскую барби-долл.

Кадр из местного телеграм-чата.
Железная дорога, плотина и вокзал
Я выразил желание дойти до железнодорожного вокзала — с путепровода над путями должны открываться отличные виды на трубы ТЭЦ и окрестности. Таня предложила тогда заодно прогуляться до плотины, которая находится за путями. Так и поступили.

Кстати, выход на путепровод с перрона здесь свободный, в отличие от многих российских станций, где такое движение теперь ограничено.
Дошли до плотины, посмотрели на створы — один опущен, остальные подняты. Часть сооружения обнесена колючей проволокой, но рядом есть свободный проход. Видимо, плотина служит мостиком, соединяющим город с окрестными деревнями. Таня вспоминала связанные с этим местом моменты из своей юности.

Интерьер вокзала.
Возвращаясь в центр, зашли внутрь вокзала. Никаких рамок металлоискателей или излишней театральности безопасности. Сам вокзал очень лаконичный и по-своему красивый, достойный собрат своего шуйского аналога.

Еще один ракурс вокзального зала.
Отсюда мы двинулись к конечной точке — заводоуправлению ЕЗСК. По пути собирали местные достопримечательности: один из немногих новых пятиэтажных домов, наркологический диспансер, ДК «Химик» с эффектной мозаикой на фасаде.

Дворец культуры «Химик» — памятник своей эпохи.
Часть заводской инфраструктуры уже поглотила растительность, другая покрылась ржавчиной. Сам завод в субботу молчал, не было привычного гула и запахов. Парковка у проходной, что логично, была пуста. Возможно, рабочие паркуются у ворот промзоны (мы туда не дошли), а руководство в субботу, конечно, отдыхает.

Возвращались домой по улице Строителей. Ближе к заводу теснятся многочисленные ГСК, напротив — дома, скорее всего, построенные для рабочих. Если смотреть на карту Ефремова сверху, то три микрорайона на северо-западе заметно выделяются на фоне доминирующего здесь сельского сектора.

Красивые, но уже обветшавшие мозаики на стенах домов. Я уже выкладывал их в коротком посте про Ефремов в мае. Посмотреть можно тут.
Прогулка как погружение в историю
Эта прогулка запомнилась мне еще и тем, что Таня могла наполнить историей почти каждый дворик или переулок. Это было похоже на просмотр фильма от первого лица (привет, «Хардкор»!). В мае развернуть эту тему в полной мере не удалось (хотя истории про низкоморальные дискотеки в ДК «Октябрьский» я запомнил крепко), а сейчас у нас было достаточно времени.
Родители Тани были искренне удивлены:
- Двадцать пять тысяч шагов? По Ефремову?! Это вы куда же так нагулялись?
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Ефремов: вдали от мейнстримного Черноземья.
