Тест поезда. Чем «Сапсан» лучше скоростных поездов в Европе

На днях ехал на скоростном поезде из Парижа в Барселону и невольно сравнивал этот состав с нашими «Сапсанами». Сравнение было не всегда в пользу европейцев.

Тест поезда. Чем «Сапсан» лучше скоростных поездов в Европе
Скоростные поезда Париж – Барселона на вокзале Барселона-Сантс

Ночные поезда тут не в почете

Между Барселоной и Парижем – больше тысячи километров. Мне очень хотелось ночной поезд – во-первых, интересно, а, во-вторых, экономия на отеле. Но ночные поезда в Европе нынче не в почете. Поэтому выбор был между прямой скоростной сидячкой (6,5 часов) либо поездкой с пересадкой на менее скоростных, но тоже дневных поездах за 11 часов. Я остановился на прямом.

Говорят, что обычно поезд на этом направлении существенно дороже самолета. В моем случае это было не так. Все самолеты, летевшие из Парижа, стоили или столько же, или даже дороже. Более дешевые варианты перелета были из аэропорта Бове (Beauvais), а до него больше часа ехать от Парижа на автобусе – по пробкам и за немалые деньги.

Тест поезда. Чем «Сапсан» лучше скоростных поездов в Европе

Билеты на поезд покупал в середине апреля на середину июня. Каждый день – по несколько рейсов. Два билета на поезд, отправляющийся во вторник в 7 утра стоили около 180 евро. Это был самый дешевый рейс в этот день и один из самых дешевых на неделе. Поезд обслуживали совместно французская сторона (SNCF) и испанская (Renfe).

Выбора нет

Первое, что у французской железнодорожной системы SNCF реализовано хуже, чем у РЖД, это то, что при покупке билета нельзя выбрать конкретные места на схеме вагона. Можно лишь указать общие пожелания: типа, первый или второй этаж, у окошка или нет. Причем несколько параметров выбрать нельзя: либо этаж, либо близость к окну.

Тест поезда. Чем «Сапсан» лучше скоростных поездов в Европе

Нам были назначены два места рядом друг с другом против хода на втором этаже не у стола. Одно у окна, второе, соответственно, у прохода.

Билеты проверялись лишь однажды. При проходе на платформу на парижском вокзале нужно было поднести штрих-код с распечатки или экрана телефона к турникетам.

Розетки не работают и не будут

Каждое место было оборудовано одной розеткой на двоих и мусорной корзиной. Я рассчитывал поработать, поэтому розетки мне были нужны, но они не работали, о чем я тут же сообщил поездной бригаде. В европейских поездах, в отличие от российских, нет проводников в каждом вагоне. На весь поезд было 3-4 работника, которые ходили туда-сюда. Плюс сотрудники вагона-ресторана периодически проезжали с тележкой с едой.

Тест поезда. Чем «Сапсан» лучше скоростных поездов в Европе

Мне пообещали проверить, что не так с розетками, однако, когда я поймал членов поездной бригады в следующий раз, они сказали, что розетки тут не работают и не будут работать. Но, если я хочу, я могу перейти на первый этаж или в любой другой вагон, там все хорошо.

Я так и сделал, но сложность была в том, что на каждой из девяти станций в поезд садились новые пассажиры – часто на те места, которые я занимал. В результате мне приходилось кочевать с ноутбуком по поезду. В среднем, было занято около 80% мест.

В каждом вагоне помимо обычных мест был еще боковой диванчик. Большинство из них было занято теми пассажирами, кто решил поспать и свернулся на нем калачиком. Кое-какие диваны были свободны, но с ноутбуком примоститься туда было непросто: на коленках работать неудобно.

Тест поезда. Чем «Сапсан» лучше скоростных поездов в Европе

Факт отсутствия работающих розеток, конечно, меня расстроил. В «Сапсане» ни разу не сталкивался с тем, чтобы где-то что-то не работало. Правда в «Сапсане» пока нет (скоро будет) такой роскоши, как розетка рядом с каждым место в эконом-классе.

Еще один показатель, по которому наш «Сапсан» обыгрывает европейский скорый поезд, – это климат. Во французском поезде кондиционер всех заморозил. В вагоне было около 20 градусов. В то время как в «Сапсане» обычно держится привычная комнатная температура – около 24 градусов.

Закладывало уши

Но есть кое-что, в чем наши железные дороги, если и догонят европейские, то очень нескоро. Этот показатель – это скорость движения поездов. Во время поездки из Франции в Испанию, наша двухэтажка на нескольких довольно больших участках разгонялась до 300 км/ч, причем на территории обеих стран. «Сапсан» лишь на одном небольшом участке идет со скоростью 250 км/ч, а не большей части пути держит скорость в 200 км/ч.

Тест поезда. Чем «Сапсан» лучше скоростных поездов в Европе

От скорости 300 км/ч есть еще одно не очень приятное наблюдение. Когда поезд на такой скорости входит в тоннель, ощущается довольно сильный удар по ушам из-за резкого перепада давления. Ощущение не из приятных, особенно учитывая, что между Парижем и Барселоной таких тоннелей немало.

Напоследок еще несколько фотографий поезда.

Тест поезда. Чем «Сапсан» лучше скоростных поездов в Европе
Тест поезда. Чем «Сапсан» лучше скоростных поездов в Европе
Тест поезда. Чем «Сапсан» лучше скоростных поездов в Европе
Тест поезда. Чем «Сапсан» лучше скоростных поездов в Европе