Рыбинск: город Нобеля, бурлаков и дореволюционных вывесок. День 33: штурм ГЭС и поломка руля

После вчерашнего марафона в 74 километра, изнурительных галлюцинаций и настоящей битвы с Рыбинским водохранилищем (если пропустили — обязательно прочтите предыдущий отчет, там было невероятно!), я наконец добрался до Рыбинска и заслуженного отдыха.

Я наивно полагал, что этот день пройдет гладко. План казался простым: осмотреть город, перенести каяк через плотину, найти уютное место для палатки и лечь спать.

Как же я ошибался.

24 июня 2024 года мне предстояло преодолеть Рыбинскую ГЭС. Это оказалось не просто формальностью, а полноценным приключенческим квестом с крутыми склонами, неожиданными преградами и, в качестве кульминации, поломкой прямо перед финишем. День выдался на редкость насыщенным и запоминающимся.

День 33. Рыбинск: ретро-вывески, империя Нобелей и штурм ГЭС

Пройдено сегодня: 7 километров.
Общий счет: 800 километров.

Столица бурлаков и город, застывший в прошлом

Проснулся в половине девятого, чувствуя себя прекрасно отдохнувшим. Организм полностью восстановился, и я был готов к новым впечатлениям. Позавтракал, изучил карту достопримечательностей и отправился на прогулку.

Первой точкой стал железнодорожный вокзал, до которого было всего десять минут ходьбы. Здание поразило своими масштабами и фундаментальностью, особенно учитывая, что его возвели еще в 1905 году.

Кто бы мог подумать, что первое, что так впечатлит меня в Рыбинске, — это вокзал!

Рядом с ним стоял настоящий паровоз — словно машина времени, переносящая в прошлое.

Стальной гигант на заслуженном отдыхе. Вот это была настоящая мощь!

Прогулявшись по привокзальной площади, я направился к волжской набережной. По пути город раскрывался передо мной: интересная архитектура, уютные переулки и множество памятников, каждый со своей историей.

Порой самые увлекательные маршруты — те, что прокладываешь интуитивно, без карты.

Особенно впечатлила стела, посвященная боевым и трудовым подвигам жителей Рыбинска в годы Великой Отечественной войны.

Вот она, Рыбинская стела. Величественный памятник мужеству и труду горожан в суровые военные годы.

Добравшись до набережной, я с удивлением обнаружил, что вода отступила от берега метров на тридцать. Я знал, что уровень ниже плотины колеблется, но такого сильного отлива не ожидал.

Инфраструктура здесь была на высоте: благоустроенные прогулочные зоны, парки, кафе, детские площадки. По пути к центру также встречалось множество памятников.

Местная обстановка радует: чистота, ухоженность, есть где провести время.

Больше всего мое внимание привлек памятник бурлаку, установленный в 1977 году.

Этот человек знал цену настоящему труду. Ничего лишнего — только Волга, канат и беспросветная усталость.

Углубившись в историю, я выяснил, что Рыбинск в начале XIX века был известен как «столица бурлаков». Через город проходила четверть всех российских судов, и именно здесь бурлацкие артели делились на северное (от Рыбинска до Петербурга) и нижнее (от Рыбинска до Астрахани) направления.

Вдохновленный новыми знаниями, я свернул с набережной в центральную часть города.

«Электронныя подписи» и братья Нобель: неожиданные находки

Еще одна уникальная черта Рыбинска — его вывески. По решению местных властей, почти все они оформлены в дореволюционном стиле. Особенно забавно смотрятся современные понятия, написанные по старым правилам. Например, «Электронныя подписи» или «Заправка картриджей для печатающихъ устройствъ».

Рыбинск — город, где мэрия подошла к оформлению творчески. Все вывески, согласно указу, стилизованы под конец XIX — начало XX века.

Даже крупные федеральные сети вроде «Красное&Белое» или «Санлайт» вынуждены были подстроиться под этот старинный стиль.

Рыбинск не сделал исключений ни для кого. Даже крупным сетевикам пришлось «переодеть» свои вывески. Полное погружение в атмосферу прошлого.

Улыбаясь каждой новой оригинальной надписи, я дошел до Красной площади, где приобрел несколько сувениров на память.

Наслаждаясь местным колоритом, добрался до Красной площади Рыбинска. Отметил это покупкой сувениров.

Гуляя по центру, я наткнулся на здание водоканала, где мой взгляд сразу же выхватил очень колоритный памятник сантехнику.

Рыбинск продолжает удивлять. Возле местного «Водоканала» обнаружил вот такого харизматичного товарища.

Затем я направился к последней запланированной на сегодня достопримечательности — памятнику Людвигу Нобелю.

Путь лежал мимо настоящей жемчужины города — 48-метровой пожарной каланчи, построенной в 1912 году. Она является самой высокой в России.

А это, друзья, Рыбинская пожарная каланча. Да, она самая высокая в нашей стране. Наверное, чтобы пожарные видели возгорания еще до того, как они возникнут. Или даже в соседних регионах.

Прямо за каланчой я наткнулся на небольшую реку Черёмуху, впадающую в Волгу. И по ней вовсю рассекали… катамараны, стилизованные под автомобили.

Прямо за каланчой, на реке Черёмуха, обнаружил вот это. В Рыбинске, видимо, своя автопромышленность — машины теперь по воде ездят! Или это просто местные катамараны-переростки.

Оказавшись у памятника Нобелю, я начал выяснять, как и почему он вообще здесь оказался.

Рыбинск, привет! А это кто у нас такой важный? Сам Людвиг Нобель. У меня один вопрос: как его сюда занесло?

Оказалось, что у братьев Нобель (Людвига, Роберта и Альфреда) в царской России была целая торгово-промышленная империя. Она включала производство паровых машин, изготовление винтовок по госзаказу, нефтяную компанию «Бранобель» (положившую начало современным принципам нефтяного дела), судоремонтные мастерские и верфи.

Крупная нефтебаза, служившая важным транспортным узлом, находилась рядом с Рыбинском, а судоремонтный завод, построенный в самом городе, работает до сих пор и носит название «Верфь братьев Нобель».

До этого дня я почти ничего не знал о Рыбинске, но он оказался на удивление чистым, красивым, благоустроенным городом с богатейшей историей, которая жива до сих пор. Настоящее открытие.

Операция «Переход»: миссия со сложностями

Закончив культурную программу, я взглянул на часы и понял, что немного засиделся, изучая город — пора было возвращаться к каяку. Предстояло важное дело — преодолеть плотину Рыбинской ГЭС.

Закупившись провизией, вызвал такси и через полчаса был в яхт-клубе. Дежурный охранник, узнав меня, вызвался помочь с водой и вскоре принес полные пятилитровые бутыли. Поблагодарив его, я завершил сборы и отправился в путь. Отходя от причала, увидел вчерашнего знакомого — Андрея, который пожелал удачи и предложил помощь, если что. Было тепло на душе от мысли, сколько отзывчивых людей встречается в пути.

Вскоре я приблизился к плотине.

Вот она, красавица! Или чудовище? Рыбинская ГЭС, которую мне предстоит взять штурмом.

На песчаной косе, разделяющей водосброс и шлюз, стоял монумент «Мать-Волга».

Между мощью водосбросных ворот и строгим порядком шлюза возвышается она — Мать-Волга. Стоит в молчаливой вечности, провожая и встречая всех путников. Вечная хранительница.

Полюбовавшись величественным символом реки, я направился к поросшим травой склонам дамбы.

После аудиенции у Матушки-Волги — к заросшим травой склонам дамбы. Дела не ждут!

В выборе пути через плотины я обычно ориентируюсь на записи путешественника Кирилла Аристова, который дал мне множество ценных советов по экипировке и маршруту. Но он проходил эти места 14 лет назад, и многое с тех пор изменилось.

Обратите внимание: 10 самых запоминающихся вагонов, в которых я ездил: от общего до вагона-салона.

Например, я, как и Кирилл когда-то, направился к самому правому краю дамбы, где должен был быть песчаный пляж, но обнаружил там лишь грязный обрывистый берег, поросший травой.

Вернувшись, я осмотрел плотину и выбрал для перехода участок склона с крупными булыжниками, которые могли послужить надежной опорой.

Обнос плотины — тот еще квест. Старый путь оказался непроходимым, поэтому пришлось прокладывать дорогу через этот каменный хаос. Выбрал участок с крупными валунами, чтобы хоть как-то опереться.

Выйдя на склон, я поднялся к дороге, идущей по гребню дамбы. И тут меня ждал крайне неприятный сюрприз.

Накануне, изучая спутниковые снимки и панорамы, я наметил место с разрывами в отбойниках.

Но теперь нужных проходов не было.

Отбойники оказались совсем другими — видимо, их заменили за последние годы, сделав сплошными. Движение на дороге было очень интенсивным, что дополнительно усложняло задачу.

Перебежав на другую сторону, я заглянул вниз и увидел, что путь до воды на противоположном берегу тоже гораздо длиннее, чем на предыдущих плотинах.

Каяк-беглец и аварийная посадка руля

Погрустнев, я стал думать, как преодолеть это препятствие. Было уже 19:30. Полностью разгружать вещи, чтобы потом переносить всё через оживленную трассу, — сомнительная затея с точки зрения усилий, безопасности и времени.

Примерно в семистах метрах правее виднелись огни светофора. Мелькнула мысль: там может быть проход в отбойниках, через который можно перекатить каяк, а потом свернуть на просёлочную дорогу, отмеченную на карте, и по ней добраться до воды. Вариант не идеальный, но лучшего не было.

Собираясь оставить каяк в траве и пойти на разведку, я вдруг заметил мужчину на велосипеде, который ехал в мою сторону.

— Здравствуйте! Не подскажете, на светофоре есть проход через отбойники? — крикнул я, когда он приблизился.

Мужчина проехал чуть дальше, и я уже подумал, что он проигнорирует. Но нет! Он притормозил, представился Владиславом и сказал, что не обращал внимания на проходы.

— А что, тебе что-то нужно? — поинтересовался он.
— Да, мне нужно перебросить каяк на другую сторону, — объяснил я.
— Так давай помогу, — без раздумий предложил Владислав.
— Буду очень благодарен, — честно ответил я и показал на свою лодку.

Одному затаскивать каяк вверх было бы тяжело, а вдвоем мы справились за минуту. Обсудив план, решили перенести мой транспорт через отбойники и оставить на другой стороне дамбы, откуда я уже сам спущу его к воде.

Немного отдышавшись после подъема, мы дождались затишья в потоке машин и оперативно перетащили наш груз, уложив его за противоположным отбойником.

От всей души поблагодарив Владислава, который сэкономил мне уйму времени и сил, я уже собрался спускаться один, как он сказал, что не спешит и может помочь донести каяк прямо до воды!

Смутившись от такой щедрой помощи незнакомого человека, я вдруг подумал, что на его месте поступил бы так же, и с благодарностью согласился. Как же здорово, когда люди просто помогают друг другу!

Вниз вел крутой земляной склон, и я не был уверен, что мы сможем спуститься, держа каяк на руках. Поэтому решил действовать по проверенной схеме — придерживая его за нос, аккуратно спускаться шаг за шагом. Так я прошел уже три плотины, но в этот раз что-то пошло не так.

Каяк выскользнул из моих рук и помчался вниз, набирая скорость! Дважды подпрыгнув на кочках, он резко остановился, носом врезавшись в канаву.

Оправившись от шока, я бросился вниз проверять целостность своего судна, с ужасом думая, что если оно сломано, то мое путешествие закончится прямо здесь. К счастью, сам корпус, на первый взгляд, уцелел. Но руль… Руль лежал рядом, а металлический штифт, которым он крепился к корме, пропал.

Среди некоторых каякеров бытует мнение, что руль — вещь второстепенная, и опытный гребец может обойтись без него.

Я с этим не согласен. Руль снимает нагрузку с рук, избавляя от постоянных корректировок веслом. В шторм только он позволял удерживать курс, не давая волне развернуть каяк боком.

Похолодев от мысли, что могу остаться без управления, я бросился искать потерянную деталь. Каяк, скатываясь, прочертил в траве четкую борозду, и я начал поиски вдоль нее. К огромному облегчению, вскоре штифт был найден!

Вставив его на место, я сразу понял: крепление сильно разболталось. Теперь деталь могла вылететь в любой момент. Решил завтра посадить ее на остатки эпоксидной смолы (снова мое спасение!). Мы с Владиславом вытащили каяк из канавы и двинулись к далеко отступившей воде.

Битва с илом и долгожданный ночлег

Загруженный каяк был очень тяжелым, и мы останавливались каждые тридцать метров. Во время передышек я узнал, что Владислав работает на кабельном заводе рядом с ГЭС, и немного поговорил с ним о жизни в городе. Сделав пять таких «перебежек», мы наконец добрались до уреза воды. Я от всей души поблагодарил своего спасителя за неоценимую помощь и попрощался.

Я это сделал! Рыбинская ГЭС покорена!

Было уже половина десятого. Сгущались сумерки, и нужно было срочно искать место для палатки. Решил отойти на несколько километров от плотины, опасаясь возможного сброса воды. Да и берега здесь были сплошь заиленные, недавно бывшие дном.

Сумерки сгущаются, а ты все еще ищешь сухой клочок земли для ночлега. Особенно когда берега — сплошная грязь, а плотина может в любой момент устроить внеплановый потоп.

Волга после ГЭС снова стала узкой. Приходилось постоянно оглядываться, чтобы не пропустить судно, вышедшее из шлюза. Уровень воды был очень низким, и я несколько раз садился на мель. Видимо, судоходный фарватер, по которому ходят круизные теплоходы, искусственно углублен, но идти по нему я боялся — становилось все темнее, и меня могли просто не заметить.

Понимая, что дальше будет только сложнее, я начал курсировать от берега к берегу в поисках стоянки. Но ничего подходящего не попадалось. И лишь через пять километров, когда уже совсем стемнело, я наконец нашел подходящий для ночлега песчаный пляж.

Но и здесь был подвох: вода в этом месте отступила от берега метров на 30-40, и мне пришлось тащить каяк по илу, иногда проваливаясь по щиколотку. Я даже сосчитал: потребовалось 112 сильных рывков на себя, чтобы вытащить лодку на твердый песок.

Наконец-то нашел подходящий для ночлега берег. Всего-то пришлось тащить груженый каяк 30 метров по щиколотку в иле.

Когда я дотащил свой транспорт до стоянки, то был весь в поту, а поясница ныла. К тому моменту, как поставил палатку и приготовил все ко сну, время уже перевалило за полночь.

Мимо с шумом проходили теплоходы и баржи, но я так устал, что вряд ли что-либо могло меня разбудить, и вскоре крепко уснул.

Итоги дня:

  • Рыбинск поразил: от столицы бурлаков до центра империи Нобелей. Чистый, красивый, наполненный историей город!

  • Вывески в стиле XIX века — это нечто! «Электронныя подписи» — мой фаворит!

  • Плотина — квест повышенной сложности: когда старые карты врут, а отбойники превращаются в непреодолимые стены — готовься к сюрпризам.

  • Экстрим на суше: каяк-беглец и авария руля! Сердце едва не остановилось, но штифт найден и водворен на место.

  • Герои нашего времени: Андрей, охранник в яхт-клубе, и, конечно, Владислав, чья неоценимая помощь сэкономила мне кучу времени, сил и нервов.

  • Финишная прямая дня: 112 рывков по илу, чтобы добраться до суши. И это после такого-то дня!

Следующий день обещал быть спокойнее, но с моими приключениями никогда не знаешь, чего ожидать. Особенно когда утро начинается с песчаной бури, Рыбинск открывается с нового ракурса, а на Волге появляются очень быстрые корабли. Подробности — в следующем посте!

Если история понравилась — ставьте плюс, подписывайтесь и следите за продолжением!

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Что общего у Рыбинска с Нобелем, поломка руля на плотине и герой на велосипеде. День тридцать третий.